Сделать закон о борьбе с коррупцией всенародным мечтают члены народно-демократической партии «Нур Отан». В новом документе обширная роль отводится неправительственному сектору и СМИ, призванным заклеймить данное преступное явление на всех уровнях жизни. При этом, гражданскому обществу Казахстана, по сути связанному по рукам и ногам многочисленными ограничениями и запретами, предстоит выполнять роль общественного контроля.
Автор: Камиль АЯНОВ
Партия власти боролась, борется и будет бороться с коррупцией. Об этом говорил в своем в своем выступлении во время международной конференции в Астане Председатель общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан», сенатор Оралбай Абдыкаримов.
- 28 февраля 2008 года была принята специальная партийная программа, — уточнил он, — определяющая основные направления работы по борьбе с этим социальным злом.
В том же году был создан республиканский и 241 национальных общественных совета, в состав которых вошли депутаты парламента и маслихатов, видные общественные и политические деятели, представители бизнеса, молодежи и СМИ. Возглавили советы наиболее активные и принципиальные члены партии. Кроме того по словам сенатора, поставленные лидером партии, президентом страны стратегические задачи практически объединили все здоровые и активные силы общества в единую антикоррупционную коалицию. В общем можно только догадываться, почему коварная коррупция до сих пор не только не побеждена, а живет и процветает.
- За годы работы к советам повысилось доверие населения, — отметил Абдыкаримов. — Участилось обращение граждан за защитой своих прав.
Тот вариант, что у граждан просто стало больше поводов для обращений с жалобами, наши партийные оптимисты, то есть, извините, активисты, как правило, предпочитают не рассматривать.
Сенатор поделился и антикоррупционными достижениями.
- Государственные органы и акимы стали более внимательно относиться к нашим рекомендациям, — заявил он. — НДП «Нур Отан» за последние пять лет создана целостная, антикоррупционная инфраструктура, активно реагирующая на сигналы о взяточниках и казнокрадах, изобличающая нечистоплотных чиновников.
Ну, если партийная реакция ограничивается в основном рекомендациями, то не удивительно, что результат антикоррупционной борьбы вызывает у казахстанцев если не сомнение, то недоумение.
Сославшись, на Послание президента, Абдыкаримов отметил, что «коррупция не просто правонарушение, она подрывает веру в эффективность государства, является прямой угрозой национальной безопасности».
- Перед всей страной поставлена стратегическая задача о создании единого фронта государства и общества в борьбе с коррупцией, — подчеркнул он. — Для достижения главной цели — искоренения коррупции, как явления.
Все бы хорошо, вот только единый фронт подразумевает собой и единый тыл. А с этим у нас сложнее.
Госслужба. Естественный отбор
В своем выступлении глава Совета так же отметил, что Казахстану нужно расставить новые приоритеты в борьбе с коррупцией и разработать новые эффективные механизмы противодействия. Здесь же он представил проект программы партии по противодействию коррупции на 2013—2020 годы. Согласно новым методам, ее будут давить в зародыше, причем заранее.
- Основные направления новой антикоррупционной стратегии партии «Нур Отан» определены, как меры превентивного предупредительного, профилактического характера, обеспечивающие нейтрализацию коррупционной активности, — сообщил Абдыкаримов.
И все бы хорошо, но вести активную борьбу партии мешает действующее законодательство, принятое в далеком 1998 году, и никак не соответствующее современным реалиям. Да, закон, когда-то впервые определил понятие и содержание коррупции, как негативного социального явления. Но теперь созрела необходимость документ 15-летней давности и поменять.
- Его (нового закона — авт.) действие должно быть направлено на реализацию новых задач, определенных президентом страны, — считает Абдыкаримов. — Он должен обозначить новые приоритеты, механизмы, способы, и меры для нейтрализации и ослабления условий, ведущих к коррупции. Новый закон станет основной национального антикоррупционного законодательства. Такой законопроект уже разработан депутатами фракции «Нур Отан».
Так же, по словам сенатора, в системе законодательных мер по противодействию борьбе с коррупцией, в очередной раз, внимание будет уделено корректировке поведения государственного служащего, через четкую регламентацию его прав, обязанностей и правил поведения. А вот руководителей госорганов ждет неслабый сюрприз.
- Каждый руководитель будет обязан подать заявление об отставке, в случае совершения коррупционных преступлений, его непосредственными подчиненными, — подчеркнул Абдыкаримов. — Эта норма должна быть закреплена в законе.
Впрочем, кроме кнута, сюда заложат еще и законодательный пряник.
- Особое внимание будет уделено вопросам введения законодательных норм, — сообщил сенатор, — направленных не только на наказание, но и на поощрение государственных гражданских служащих, которые соблюдают этические нормы и честно трудятся.
Некоторые сюрпризы будут ждать претендентов на госслужбу еще на стадии отбора.
- В отношении кандидатов на должности, имеющие высокий коррупционный риск, мы будем заниматься применением особых механизмов проверки, — пообещал партиец. — В том числе, и на полиграфе. В целях устранения протекционизма предлагается создание единой электронной базы данных, содержащей сведения о карьерном росте близких родственников должностных лиц.
Информационную базу-то, может быть, еще и создадут. «А потом будут делать ставки, кто кого», — прокомментировали нововведение журналисты.
Целимся в «шестидесятку»
Кроме того, новый закон предполагает законодательное закрепление компетенции общественного контроля за расходованием государственных средств и использованием государственных активов, и по идее должен позволить на практике обеспечить реальную подотчетность власти перед населением. Правда, как это будет выглядеть в реале, никто не уточнил.
Антипатию к коррупции у народа будут воспитывать… культурно. И массово.
- Воспитание антикоррупционной культуры является залогом успеха в противодействии коррупции, — считает сенатор. — Это очень важная и сложнейшая задача. Мы хотим добиться того, чтобы в сознании граждан коррупционные проявления ассоциировались, как нравственный недостаток. В процессе формирования понимания коррупции, как асоциального явления должно принять участие все общество. Необходимо создание условий для формирования в обществе материальных и духовных антикоррупционных ценностей, которые должны быть тесно взаимосвязаны с поведением человека.
Интересно, как можно привить гражданину антикоррупционные моральные ценности, если он практически ежедневно почти во всех сферах деятельности сталкивается с данным явлением, которое искореняться, не смотря на все партийные призывы, отнюдь не собирается?
- Особым направлением в противодействии коррупции является установление общественного контроля за реализацией каждого индустриального проекта, в каждом регионе, — отметил Абыкаримов. — Ослабление экономической основы коррупции будет проводиться путем контроля за соответствием расходов доходам чиновника. Мы будем добиваться публикации в СМИ декларации о доходах и имуществе всех государственных служащих.
Будут ли потом отважное издание отвечать уже по другому закону, «О неприкосновенности частной жизни», например, или — «О защите чести и достоинства», никто уточнять не стал.
- Важнейшей задачей остается широкое привлечение СМИ к формированию культуры и популяризации антикоррупционной деятельности, — заявил Абдыкаримов. — Мы будем оказывать поддержку журналистскому сообществу, в выработке и соблюдении правил профессиональной этики, внедрению стандартов журналистских расследований. Мы убеждены в том, что пресса радио, телевидение могут противодействовать коррупции больше, чем весь административный чиновничий аппарат.
На фоне закрытия оппозиционных изданий и гонений на неугодные СМИ, публикующих нежелательную для властей информацию, данное высказывание прозвучало весьма… гм…своеобразно.
В финале выступления, сенатор поделился реальными целями партийной программы.
- К 2020 году Казахстан должен войти в число первых 60 государств, с наименьшим уровнем коррумпированности общества по оценкам международных экспертов, — сообщил он.
В пятидесятку развитых стран мира мы, помнится, уже вошли. На уровне жизни рядовых казахстанцев это как-то в лучшую сторону не отразилось. Сдастся, что и в данном случае, зарубежные эксперты хором будут петь об очередном казахстанском чуде, а ситуация в стране останется прежней, если не ухудшится.
Не законы слабые, а коррупция сильная
Более подробно о проекте закона о противодействии коррупции рассказал мажилисмен Нурлан Абдиров. Он то и раскрыл всем глаза на нехитрую истину: это у нас не законодательство слабое, это у нас коррупция сильная.
- Реальная антикоррупционная политика стала неотъемлемой частью государственной политики страны, — отметил он. — Следствием ее реализации стали созданные и ныне действующие правовые и институциональные инструменты и механизмы призванные препятствовать распространению коррупции. Однако коррупция, как явление не стоит на месте. Если можно так выразиться, коррупция модернизируется, меняет тактику и облик, ищет новые, ранее неизведанные сферы проникновения, пытаясь обойти те существенные правовые и иные преграды, которые строит государство и общество.
Новый закон, по мнению мажилисмена, тоже должен быть принципиально иным.
- Основу антикоррупционной деятельности должно составить предупреждение, недопущение коррупционных фактов, — заявил он. — Это, в свою очередь, не позволит закрывать глаза на мелкие нарушения.
Мажилисмен подчеркнул, что сейчас крайне необходимо видеть все сферы распространения коррупции, как явления.
- В частности представляется объективно необходимым соответствующее законодательное расширение поля коррупционных правонарушений, за счет коррупции в частном секторе, — уточнил Абдиров. — Так называемой корпоративной коррупции.
На каком поле теперь будет играть финпол, уточнять уже тоже не надо.
Мажилисмен пообещал, что в стране будет создана единая система контроля, включающая повышенное внимание, как со стороны государства, так и со стороны общества.
- В числе других, — отметил мажилисмен, — объектом общественного контроля видится, соответствие деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, а так же учреждений законодательств целям и принципам государственной антикорупционной политики. Эффективность системы государственного регулирования в сфере этой политики, эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование и ее реализацию. Исполнение нормативно-правовых актов в этой сфере.
Чтобы новый закон заработал, по словам Абдирова, необходимо принять так же законы «О доступе к информации» и «Об общественном контроле». Над ними тоже вроде бы ведется работа, но медленно, что уже говорит о многом. В частности о том, что наши законотворцы отнюдь не горят желанием допускать общественность к информации. Что бы там не говорилось в грядущем антикоррупционном законодательстве.
Оригинал статьи: