Как известно, несколько дней назад президент России Дмитрий Медведев провел совещание с постоянными членами Совбеза главой Минэнерго Сергеем Шматко и «Газпрома» Алексеем Миллером. В ходе его Медведев еще раз подтвердил позицию России относительно прокладки газопровода по дну Каспийского моря.
«Это (вопрос Транскаспийского газопровода) достаточно сложный вопрос, который, безусловно, находится в прямой зависимости от статуса Каспийского моря как внутреннего моря и требует согласования позиций всех государств, входящих в Каспийский саммит. Я надеюсь, что наши партнеры, которые продумывают различные способы энергетического сотрудничества, также будут придерживаться ранее принятых договоренностей», — заявил Медведев.
Ответ туркменской стороны не заставил себя долго ждать. Он был опубликован на официальном сайте Turkmenistan.ru. В нем, конечно, не прозвучало конкретно должности и фамилии президента России, но догадаться, о ком идет речь, совсем нетрудно.
Министерство иностранных дел Туркменистана настаивает на том, что мир живет в эпоху глобальной экономики и «в этих условиях вполне обоснованным является стремление крупных производителей углеводородного сырья, в том числе и Туркменистана, к наращиванию своего экспортного потенциала». Поэтому совершенно нормально, что Туркменистан активно ищет «новые рынки сбыта» и «удобные маршруты» к покупателям «голубого топлива».
После чего дипломатическое ведомство заявило, что «время монополий в этом сегменте мировой экономики уходит в прошлое», а «логическим результатом данного процесса стало утверждение 12 сентября нынешнего года Европейским Союзом мандата Еврокомиссии на ведение переговоров о строительстве Транскаспийского газопровода». Напомним, что после выдачи мандата Еврокомиссии МИД России распространил жесткое заявление о недопустимости вмешательства третьей стороны в дела «каспийской пятерки».
В свою очередь МИД Туркменистана назвал реакцию России на переговоры между республикой и европейскими эмиссарами неадекватной со стороны «некоторых официальных лиц и ряда средств массовой информации России».
Все аргументы России об экологических рисках при строительстве и функционировании трубопровода по дну Каспийского моря МИД Туркменистана отмел. «Аргумент избитый, из разряда «дежурных» и используемых до оскомины часто — к месту и не к месту», — заявил МИД Туркмении и, между прочим, напомнил о том, что по дну других морей уже проложены трубопроводы. Как известно, «Газпром» свои трубопроводы проложил по дну Балтики, а «Южный поток» пойдет по дну Черного моря.
Также внешнеполитическое ведомство не приняло доводы российской стороны о «неурегулированности правового статуса Каспийского моря». Туркменистан настаивает, что «строительство Транскаспийского трубопровода — это суверенное право государств, по участкам дна которых он будет проходить, и потому этот проект может осуществляться только с согласия этих государств и не нуждается в получении
Прямо скажем, удивили туркмены, ведь упрекнуть президента другой страны, что его позиция «слабая», «контрпродуктивная» и «набившая оскомину», рискнет не каждое Министерство иностранных дел.
Но, впрочем, МИД Туркменистана не впервой ставить на место российских чиновников. Ровно год назад, после того как завершился визит президента России Дмитрия Медведева в Туркменистан, его основные итоги прокомментировал СМИ
Тогда МИД Туркмении назвал слова высокопоставленного российского чиновника «голословными», а утверждения о готовности российских компаний «подключиться» к реализации проекта газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия.… «не имеющими под собой никаких оснований». История повторилась ровно через год, но нынче порцию обидных и неприятных заявлений получил, судя по всему, уже Дмитрий Медведев.
Похоже, все идет к тому, что если Россия будет мешать строить «Транскаспий», ей не дадут построить «Южный поток». И то, что в последнее время на Каспии происходит «гонка вооружений», по сути, единственный рычаг Москвы в противодействии Транскаспийскому проекту. Но вряд ли кого порадует, если на Каспии запахнет порохом, а не газом.
Read More:
Туркменистан заклеймил позиции России