Вектор регулятора на усиление контроля за рынком ценных бумаг не только выкосит из рядов брокерских компаний отечественных игроков, но и отобьет желание приходить в Казахстан у внешних игроков. Как оценивают соседи сложившееся положение на фондовом рынке нашей республики? И что получит Нацбанк в результате закручивания гаек? Эти и другие вопросы мы задали главе российской инвестиционной компании Freedom finance Тимуру Турлову.
Автор: Ксения БОНДАЛ
- Тимур Русланович, на прошлогоднем Форуме эмитентов Алматы Вы отметили, что последние изменения в казахстанском законодательстве* — это «противораковая таблетка, от которой погибнут и здоровые компании». Так и случилось, потому что некоторые брокерские компании покинули рынок по разным причинам. Как Вы думаете, это только начало?
- Убежден, что и 2013 год неизбежно будет богат на уход компаний с фондового рынка РК: текущие возможности по зарабатыванию денег в регулируемом пространстве сейчас для многих игроков оказываются совершенно несопоставимыми с издержками на существование при текущих требованиях со стороны органов надзора.
- На фоне этого как Вы соотносите происходящее с высказанным Вами раньше мнением, что в Казахстане есть все предпосылки для развития рынка акций? Например, либерализацию законодательства Вы назвали одним из факторов, способствующих этому.
- По-прежнему не могу не отметить, что позитивные изменения также намечаются, но происходят несколько медленнее и пока не так охотно, как закручивание гаек. Однако очень вероятно, что в будущем разрыв между затрачиваемыми ресурсами на соблюдение регуляторных условий и возможностью зарабатывать деньги сократится для многих компаний, это позволит начать игрокам получать прибыль от своей основной деятельности. Вопрос только в том, сколько игроков смогут дождаться этого момента.
- Появление новых инвестиционных идей также является важным фактором, способствующим росту рынка ценных бумаг. Как, по Вашему мнению, обстоят дела с этим в Казахстане? Какие отрасли имеют наибольший потенциал в таком разрезе?
- Главная инвестиционная идея для рынка Казахстана в ближайшие годы — это «народное IPO», и именно эта идея способна дать рынку толчок вперед невиданной силы: на рынок приходит огромное количество новых игроков, которые получат вследствие политических причин с большой долей вероятности положительный опыт от инвестирования и будут готовы, возможно, покупать не только акции «народного IPO» в будущем. Это, пожалуй, лучшая государственная стимулирующая мера, которую можно было предложить, и, уверен, что это будет одним из ключевых факторов, способных изменить казахстанский рынок ценных бумаг в лучшую сторону.
- Вице-президент KASE уже говорил, что регулятор настолько увлекся созданием правил игры на фондовом рынке, что развитием самого фондового рынка в минувшем году никто не занимался. Вы согласны с этим?
- Эти слова принадлежат экс-президенту KASE Азамату Джолдасбекову. Безусловно, он несколько утрирует. В данный момент регулятор работает над рядом постановлений, объективно либерализирующих среду. Но я согласен с тем утверждением, что пока, безусловно, вектор ужесточения правил превалирует.
- Вы упомянули о «народном IPO». Мировой опыт показывает, что оно, как правило, не оправдывает возложенных на него надежд. Стал ли Казахстан исключением в этом случае?
- Казахстанское «народное IPO» очень нужно Казахстану, и оно уже внесло огромный вклад в развитие финансовой грамотности населения и увеличило интерес людей к инструментам фондового рынка. Другое дело, что сами покупатели акций, безусловно, очень специфичны и не попадают под шаблоны «нормального» розничного инвестора.
Почти уверен, что костяком покупателей стали сотрудники «КазТрансОйла» и структур, аффилированных с организатором размещения ФНБ «Самрук-Казына», которые получили очень четкие (хотя и не лишенные здравого смысла) ценные указания «купить и держать», ни в коем случае не продавать акции сразу после приобретения, потому как ничем иным я не в состоянии объяснить чуть менее 600 сделок с акциями КТО в течение первых двух недель торгов при более чем 34 тысячах частных лиц, фактически оплативших акции.
- Вы уже год работаете в Казахстане. По мнению чиновников от KASE и Нацбанка, реализация новых правил игры на казахстанском фондовом рынке вкупе с созданием ЕЭП приведут к тому, что российские компании начнут активно теснить казахстанских брокеров на их же территории. Вы согласны с такими прогнозами?
- Глобальную конкуренцию, к счастью, очень трудно контролировать и ограничивать. И, на мой взгляд, самое разумное, что может сделать регулятор, желающий поддержать своих внутренних игроков РЦБ, это не ущемлять их права и возможности в сравнении с этими самыми глобальными конкурентами.
Я верю, что если и дальше не запрещать казахстанским брокерам ходьбу на двух ногах и использование обеих рук одновременно, то есть все шансы получить нормальный и конкурентоспособный внутренний рынок к тому моменту, когда сюда действительно «повалят» свободные и часто потому богатые иностранцы.
- Насколько выгодно россиянам работать в Казахстане с учетом того, что здесь законодательство не только не либерализуется, но и ужесточается с каждым годом?
- Сейчас — абсолютно невыгодно. Это можно делать только либо в очень ограниченном формате, фокусируясь на премиальном сегменте, либо с целью «сработать на перспективу» и захватить долю рынка.
- Известно, что Россия хотела идти тем же путем (ужесточения законодательства для брокерских компаний), но потом отказалась. Почему регулятор передумал?
- Это связано с приходом на пост главы ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам)Дмитрия Панкина, который сумел проявить мудрость в текущих условиях, прекрасно понимая специфику функционирования рынка на данный момент. Я очень рад, что ФСФР выбрала плавный и «качественный» путь ужесточения регулирования против резкого и «количественного», которым мы могли пойти несколько лет назад.
Безусловно, регулирование финансовых рынков в России будет усиливаться в ближайшее время и приближаться к мировым стандартам. В то же время Казахстану можно пожелать того же приближения к мировым стандартам, но уже с точки зрения либерализации рынков.
Прямым текстом
Выступая на Форуме эмитентов в прошлом году, Тимур Турлов предупредил регулятора, что закручивание гаек — не панацея от недобросовестных брокеров. «Когда у брокерских компаний существует легальный рынок для работы, они минимизируют в своей работе те вещи, которые не нравятся регулятору. Когда же регулирование только ужесточается, то у нас снижается возможность проводить законные операции. То же самое мошенничество имеет настолько высокую рентабельность, что умрет в последнюю очередь», — предупредил он.
Источник: Газета «Рипаблик» №2(02) от 1 февраля 2013 года