С какого конца начинать реформы?
Однако живущие в Казахстане знают, что подобные реформы и программы по изменению ситуации в стране принимались не раз и не два. Все последние двадцать лет Назарбаевым периодически озвучивались различные программы, призванные вывести страну на новый уровень социально-экономического и политического развития. Но в лучшем случае это оставалось благими пожеланиями, а в худшем становилось еще хуже.
Достаточно вспомнить все неудачные попытки побороть коррупцию — главную нашу проблему. Чего только не делали, какие только программы не принимали, но коррупции меньше не стало. Да чего там далеко ходить, нынешняя откровенно плачевная экономическая ситуация — наглядный показатель результативности всех этих программ. Программ-то много было, а результат один и он налицо — экономика Казахстана «на боку».
Однако из окна президентского кабинета все выглядит несколько иначе. Президент, напротив, полон оптимизма и считает, что, несмотря на непростые условия на мировых рынках, «Казахстан завершил прошедший год с положительными экономическими показателями». Боюсь, что с этим утверждением президента не все казахстанцы согласятся. Видимо, тут все зависит от того, как считать. Кто-то видит кризис во всем мире, не замечая его в своей стране, а кто-то, напротив, считает, что мирового кризиса нет, а проблемы только в тех странах, где власти не смогли диверсифицировать свои экономики, полагаясь на русский авось.
Пять институциональных реформ — это очередная попытка Акорды реабилитироваться в глазах казахстанцев, все больше начинающих сомневаться в способности власти что-то менять в стране к лучшему. Видимо, эти сомнения, озвучиваемые оппозиционными СМИ и рядом активистов гражданского общества, и заставили Акорду начать репрессии против несогласных. То есть параллельно намеченным институциональным реформам уже начата негласная «реформа» политического и информационного поля, предполагающая фактическую ликвидацию политической оппозиции и независимых нелояльных к власти СМИ.
Как идет эта «реформа», мы можем наблюдать на примере суда над Нарымбаевым и Мамбеталиным и преследования журналистов «Накануне», которым реально угрожает уголовное наказание. Похоже, отправка несогласных с Акордой за решетку является важнейшим условием начала указанных институциональных реформ.
В этой связи возникает вопрос: неужели в стране остался еще кто-то, кто верит, что казахстанскую государственную систему, построенную на тотальной коррупции, раздираемую клановыми противоречиями и не имеющую правовых гарантий прав и свобод человека, можно реформировать руками тех, кто довел страну до нынешней ситуации?
Лично для меня очевидно, что реализация поставленных президентом задач обречена на очередной провал, потому что заниматься этим будут люди, для которых любые реформы такого уровня ментально являются непонятными и даже чуждыми. Это из серии «заставь козла капусту сторожить» — результат в любом случае будет отрицательный.
Посмотрите, что происходит в Украине, где даже при самой широкой народной поддержке наблюдается пробуксовка реформ новой власти! Причина этого — люди, привыкшие работать по- старому. Проблема в людях, привыкших рассматривать работу в гороскопах как способ обогащения за счет использования своего служебного положения. Таких людей категорически нельзя допускать до реформ, в их руках реформы обречены. Это очень наглядно демонстрирует деятельность Михаила Саакашвили, пытающегося решать проблему кардинально, привлекая людей, способных работать на результат, а не на себя.
В нашем случае это естественно не предусмотрено — реформировать будут все те же, кто, собственно, создал и культивировал нынешнюю Систему. Даже если предположить, что угроза президента разбираться с теми, кто будет уличен в имитации реформ, возымеет действие, они все равно успешно похоронят все эти начинания. Это их кредо, они просто иначе не умеют.
Так что есть уверенность, что очередные «пять институциональных реформ» президента Назарбаева ждет судьба всех прочих программ, провозглашавших реформирование страны. Пора уже понимать, что какими бы умными и правильными ни были программы изменения страны, все упрется в их реализацию. Сами по себе эти программы будут оставаться благими пожеланиями до тех пор, пока не попадут в руки людей, способных, а главное заинтересованных их реализовать в жизнь.
Увы, сегодня таких людей во власти я не вижу. А потому не верю, что предложенное президентом может быть реализовано и изменит ситуацию в стране в лучшую сторону. Начинать нужно не с того конца. Но реформирование Казахстана с другого конца сегодня исключено по определению. Потому что на том конце находится сама власть и начинать с себя в ней не собираются.