Два правительственных органа США ввели новые санкции против китайских чиновников и компаний, но эксперты говорят, что правила нарушаются.
Два правительственных органа США в течение недели предприняли шаги, чтобы санкционировать или ввести новые санкции против китайских чиновников и компаний за их роль в нарушениях прав человека в Синьцзяне.
27 мая Палата представителей проголосовала за закон, который — в случае его подписания президентом Дональдом Трампом — будет наказывать должностных лиц, ответственных за массовые задержания уйгуров и других меньшинств.
Голосование состоялось через несколько дней после того, как Министерство торговли США расширило свой экономический черный список, включив в него девять китайских организаций, обвиняемых в пособничестве Пекину злоупотреблениям в отношении мусульман у себя дома.
Список — второй в своем роде — предъявляет требования к экспортным лицензиям 33 китайским фирмам и университетам, включая восемь, которые «замешаны в нарушениях прав человека и злоупотреблениях, совершенных в ходе китайской кампании репрессий, массовых произвольных задержаний, принудительного труда и высокотехнологичного надзора за Уйгуры »и другие меньшинства в северо-западной провинции Синьцзян, согласно заявлению Министерства торговли США .
Но некоторые исследователи предупреждают, что компании, занесенные в черный список, все еще могут обойти ограничения и получить доступ на американский рынок.
Законопроект о правах человека уйгуров, одобренный Палатой представителей, не включает формулировки об экспорте с участием китайских компаний в так называемый список юридических лиц, как это было первоначально предложено . Но это требует от фирм и частных лиц, работающих в Синьцзяне, убедиться, что их деятельность не способствует нарушению прав человека и не использует принудительный труд.
По словам Даррена Байлера, эксперта по Синьцзяну и политике слежки в Китае, как и в первом черном списке, опубликованном в октябре 2019 года, новое действие явно не нацелено на сторонних продавцов. Это означает, что продукты, производимые компаниями, могут по-прежнему быть доступны в США, например, на платформах электронной коммерции.
«Это само по себе говорит нам кое-что о том, как некоторые из самых влиятельных компаний в экономике США видят свою роль в защите прав человека», — сказал Байлер Международному консорциуму журналистов-расследователей . «Потребительские товары, производимые этими [занесенными в черный список] компаниями, больше не должны продаваться на рынке США ни в какой форме».
Министерство торговли не сразу ответило на запросы ICIJ.
В ответ на последние санкции США официальный представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь заявил журналистам в Пекине, что Китай решительно выступает против этой меры и назвал политику своего правительства в Синьцзяне «контртеррористическими мерами».
В последние годы Китай усилил репрессивную политику в отношении мусульманских меньшинств в северном регионе, при этом технологии играют большую роль в способности правительства контролировать членов сообщества. По оценкам ООН, более миллиона уйгуров содержатся в лагерях массового задержания. Тысячи людей были по сообщениям , подвергаются принудительному труду.
В прошлом году США опубликовали первый черный список из примерно двух десятков китайских компаний после того, как правозащитники и СМИ разоблачили, как Китай превратил Синьцзян в высокоразвитое полицейское государство, установив контрольно-пропускные пункты и камеры наблюдения, оснащенные технологией распознавания лиц .
Утечка секретных документов, полученных ICIJ и его партнерами позже, подтвердила полицейскую стратегию Пекина.
China Cables показала, как китайское правительство отслеживает и задерживает уйгуров , у которых на мобильных телефонах установлено приложение для обмена файлами. Официальные лица в Синьцзяне пометили мусульманских пользователей приложения для дальнейшего расследования и арестовали тех, кого считали «жестокими террористами и экстремистскими элементами», которые использовали приложение «для распространения аудио и видео с агрессивными террористическими характеристиками».
Информационный партнер ICIJ в Японии, Kyodo News, также обнаружил, что технологические гиганты, такие как Sony и Sharp, поставляли компоненты некоторым компаниям, занесенным в черный список США, включая Hangzhou Hikvision Digital Technology Co Ltd, крупнейшего в мире производителя оборудования для видеонаблюдения.
По данным Buzzfeed, несмотря на прошлогодний листинг Министерства торговли США, продукция некоторых компаний, подпадающих под санкции, все еще была доступна для продажи в США . В другом отчете Reuters недавно было обнаружено, что Amazon купила камеры для измерения температуры рабочих во время пандемии коронавируса у Zhejiang Dahua Technology Co Ltd, еще одной компании, занесенной в черный список за ее роль в слежке за Синьцзяном.
По данным ICIJ, до сих пор камеры наблюдения Hikvision и Dahua продаются на Amazon.com.
Это говорит о том, что многие меры, принятые правительством США для ослабления роста индустрии слежки в Китае, не так эффективны, — сказал Сэмюэл Вудхэмс, исследователь цифровых прав в Top10VPN.
«Для тех [компаний], которые в значительной степени зависят от экспорта США, ограничения, вероятно, будут в значительной степени препятствовать их бизнес-усилиям, в то время как те, которые ведут большую часть своего бизнеса в Китае и соседних странах, вероятно, испытают минимальные нарушения», — сказал Вудхэмс ICIJ. .
Недавно он обнаружил, что некоторые из этих китайских компаний-наблюдателей, внесенных в черный список, использовали свои дочерние компании в США для участия в отраслевом мероприятии в Лас-Вегасе и представления своей продукции американским и международным покупателям. (Конференция была отменена из-за пандемии COVID-19.)
В более позднем отчете Woodhams и других подробно рассказывается, как американские технологические гиганты Amazon и Microsoft предоставляют основные веб-сервисы по крайней мере восьми из контролируемых китайских компаний-наблюдателей. По словам Вудхэмса, признание роли западных компаний в мировой индустрии слежки имеет решающее значение для продвижения разговора о ее последствиях для прав человека.
«Популярные политические дискурсы на Западе часто стремятся отличить себя от Китая, подчеркивая свое уважение к правам человека», — сказал он. «Однако правительства и компании на Западе также в значительной степени замешаны в глобальном подъеме цифрового авторитаризма, многие даже оказывают финансовую поддержку компаниям в Китае, которые они стремятся критиковать».
Представители Amazon не сразу ответили на запросы ICIJ.
Среди компаний, недавно занесенных в черный список за «обеспечение высокотехнологичного наблюдения Китая» в Синьцзяне, — Nanjing FiberHome Starrysky Communication Development, фирма по кибербезопасности и анализу данных, частично принадлежащая китайскому государству. В сообщении New York Times, FiberHome был назван производителем программного обеспечения, которое чиновники Синьцзяна устанавливали на иностранных посетителей, пересекающих границу. Приложение сканирует телефон и создает отчет, содержащий все контакты, текстовые сообщения, записи календаря и записи звонков, которые оно находит на устройстве. Неясно, как китайские официальные лица использовали собранную ими информацию, пишет New York Times.
К другим объектам, попавшим под санкции, относятся компания по кибербезопасности Qihoo360 и CloudWalk Technology Ltd., которая производит системы распознавания лиц.
В ответ на последнее действие Министерства торговли компании заявили, что США «политизируют бизнес», и заявили о «несправедливом обращении».
Источник: https://www.icij.org/