Сегодня в областном суде Актау начался суд над экс-акимом Жанаозеня Ораком Сарбопеевым. Он обвиняется по трем статьям Уголовного Кодекса РК — 331, 307 и 24 — в растрате 109 миллионов тенге и злоупотреблении должностными полномочиями. Разбирательство обещает стать не менее скандальным, чем по 37-ми нефтяникам.
Автор: Алла ЗЛОБИНА, Шарипа ИСКАКОВА
Процесс проходит в областном суде Актау — в том же зале, где с утра все еще продолжались прения по судебному разбирательству уголовного дела «пяти полицейских», обвиняемых в расстреле 16 декабря 2011 года мирных жителей Жанаозена.
Прения затягивались и около 12 дня работники суда пригласили прессу в другой зал.
- Начинается процесс по Сарбопееву там, — указали СМИшникам на противоположную часть здания суда.
Журналисты ринулись в другой зал. В будку для подсудимых уже был доставлен Орак Сарбопеев.
За столами друг против друга — два прокурора и два адвоката экс-акима Жанаозена
Через минуту зашедший в зал председатель суда судья межрайонного специализированного суда по уголовным делам Мангыстауской области Ринат Тасмамбетов коротко зачитал фабулу рассматриваемого дела и разрешил представителям СМИ в течение десяти минут вести видео‑и фотосъемки.
После чего судья по уже принятой практике жанаозенских процессов напомнил прессе: « Журналисты могут остаться в зале суда, но не имеют права вести диктофонные записи судебного процесса». Словом, опять только ручка и блокнот.
Кстати, и этот, обещающий принести немало открытий процесс ведется на государственном языке. Переводчиков, как и на других процессах, представителям прессы не предоставили.
Еще деталь: пока процессом над бывшим акимом Жанаозеня местная и государственная пресса не заинтересовались, наблюдают за судом только представители независимых изданий. Во всяком случае, на первом заседании камер операторов республиканских телеканалов на процессе замечено не было.
Приговор Ораку Сарбопееву вынесет суд присяжных. До обеда судья проводил отбор 12 человек из 64 кандидатов — это рядовые жители Актау. Судебное разбирательство началось в 14.30.
Этот процесс обещает принести немало сенсаций и, возможно, ответит на важный вопрос: какую все-таки роль сыграли местные власти в Жанаозенской трагедии?
Преамбула этого судебного процесса такова. Сарбопеев был задержан 6 февраля 2012 года, почти сразу после возвращения из города Ессентуки (Россия), куда он уехал после Жанаозенских событий. Экс-акима обвинили в крупных хищениях денег, которые направлялись не только на социальную и экономическую поддержку населения, но и на социальную поддержку работников нефтегазовой отрасли города.
По версии следствия (расследование проводил финпол), на протяжении нескольких лет бывший и действующий акимы Жанаозена Жалгас Бабаханов и Орак Сарбопеев воровали деньги, поступающие в общественные фонды “Жанашыр” и “Жарылкау” (они, в свою очередь, поступали из АО «КазМунайГаз» ). В коррупционной схеме, заявляло следствие, участвовали директор фонда соцзащиты и поддержки населения “Жанашыр” Нурберген Борсанов, директор общественного фонда соцзащиты и поддержки населения “Жарылкау” Келдибай Сансызбаев, замдиректора АО “РД “КазМунайГаз” Мирошников и руководитель ТОО “Компания Мунай Экология” Баймухамбетов. В хищении денежных средств также подозревались бывший директор ПФ “Озенмунайгаз” Ишманов, его заместитель Маркабаев и директор ТОО “Бургылау” Сейтмаганбетов.
Где все «герои» этой истории, пока неясно. На вопрос, почему на скамье подсудимых сидит только Сарбопеев, работники облсуда Актау ответить затруднились: «Нам в суд поступило только дело акима Жанаозена», — ответили они журналистам.
Уже сейчас в этом деле хватает интриг. Например, сразу после ареста экс-акима Жанаозена, его советник Айнаш Тлепкабылова комментируя журналистам задержание своего шефа, уверено заявляла: общественный фонд «Жанашыр» существовал еще при прежнем акиме (Бабаханове) и прекратил свою работу при нынешнем (теперь бывшем акиме Сарбопееве). В действующем фонде «Жарылкау», по ее словам, в конце 2011 года проводилась проверка, и никаких нарушений, якобы, не было выявлено.
Средства, которые выделялись на социальную и экономическую поддержку населения и работников нефтегазовой отрасли Жанаозена, осваивались не через эти общественные фонды, а через… областной бюджет. Так что очень интересно будет узнать: каким руслами и в какие карманы текли «социальные» миллионы, и какие еще имена обличенных властью чиновников «всплывут» на этом процессе.
Напомним также, 25 января 2012 года генеральный прокурор страны Асхат Даулбаев заявил: незаконные действия акимов Жанаозена Бабаханова и Сарбопеева способствовали «нарастанию социальной напряженности и длительной забастовке нефтяников, переросшей в массовые беспорядки».
Может быть, этот процесс поставит точку в необоснованных обвинениях в адрес 37 рабочих-нефтяников, которых обвинили в организации Жанаозенских беспорядков и которые сейчас ждут приговора в СИЗО Актау?
Visit site:
Суд над Сарбопеевым обещает скандалы