Подписание соглашения о стратегическом сырьевом партнерстве между ФРГ и Казахстаном откладывается. Пока высокопоставленные представители двух стран поставили свои подписи только под меморандумом о намерениях.
В конце минувшей недели информационные агентства со ссылкой на немецкое министерство экономики сообщили о предстоящем подписании межправительственного соглашения о стратегическом сырьевом партнерстве между Германией и Казахстаном. Церемонию подписания собирались приурочить к проходившему 24 мая в Берлине казахстанско-германскому экономическому форуму.
Форум и церемония состоялись. Однако, министр экономики ФРГ Филипп Рёслер (Philipp Rosler) и вице-премьер Казахстана, министр индустрии Асет Исекешев подписали не само соглашение, а только меморандум о намерениях. Что-то там, видимо, в последний момент не связалось.
Сырьевая стратегия ФРГ
Bildunterschrift: Страны, обладающие запасами редкоземельных металлов Осенью прошлого года правительство ФРГ приняло национальную сырьевую стратегию. Ее цель – политическими методами обеспечить доступ немецких предприятий к ценному сырью, в частности, редкоземельным металлам, необходимым в производстве высокотехнологичных изделий, таких как сотовые телефоны или солнечные батареи. На фоне ограничения экспорта редкоземельных металлов из Китая, который является на этом рынке монополистом, Казахстан мог бы стать для Германии альтернативным поставщиком.
Исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер (Rainer Lindner) в интервью Deutsche Welle назвал будущее соглашение с Казахстаном о сырьевом партнерстве важным инструментом доступа к стратегическим редкоземельным металлам, которые становятся все большим дефицитом на мировом рынке. “Происходит это из-за ограничений на их экспорт, введенных Китаем. А потому Казахстан становится для Германии очень интересным партнером, важным поставщиком сырья для автомобильной, машиностроительной и других отраслей экономики ФРГ”, — пояснил Линднер. Немецкий бизнес при поддержке министерства экономики добивается для себя в Казахстане привилегированного положения и преимуществ в правах на приобретение ценного дефицитного сырья.
Интерес Астаны
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: АстанаВ Астане, однако, понимают, на каком кладе сидят и, как выразился один из участников форума, просто продавать редкоземельные металлы Казахстану “не особенно интересно”. Другое дело, если создавать совместные производства на территории Казахстана, Германии или в странах Восточной Европы.
То есть Казахстан готов предоставить компаниям ФРГ эксклюзивные права на свое сырье только в обмен на инвестиции и передовые немецкие технологии. “Нам необходимы, в первую очередь, инвестиции, технологии, опыт менеджмента для нашей промышленности”, — заявил Асет Исекешев.
Кроме редкоземельных металлов казахи предлагают немцам еще и выгодные условия ведения бизнеса, о которых рассказал вице-премьер Исекешев. Так, ставка налога на добавленную стоимость составляет в Казахстане 12 процентов, корпоративный подоходный налог – 20 процентов, персональный подоходный налог – 10 процентов. Кроме того, добавил Исекешев, правительство Казахстана предоставляет налоговые преференции, как в специальных экономических зонах, так и по конкретным инвестиционным проектам.
В Берлине, в принципе, согласны удовлетворить желание Казахстана — приобщиться к современным немецким технологиям в обмен на ценное сырье. Заместитель министра экономики ФРГ Карл-Эрнст Браунер (Karl-Ernst Brauner) указал, что сырьевое партнерство послужит Германии гарантией доступа к полезным ископаемым, а Казахстану – средством форсированной модернизации его экономики. “Немецким фирмам есть, что предложить в этом смысле. Мы надеемся, что в результате привязки экспорта сырья к индустриальной модернизации немецкие компании получат привилегированный статус в Казахстане”, — заявил Браунер.
Эхо кризиса
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Казахстан заинтересован в немецких технологиях
Так почему соглашение о сырьевом партнерстве еще не подписано? Как сообщают источники Deutsche Welle, проблемы в последний момент возникли из-за нежелания Астаны брать на себя финансовые обязательства, предоставлять государственные гарантии под будущие инвестиционные проекты и рисковать возможными по проекту соглашения санкциями.
Косвенно такую информацию подтвердил, выступая на казахстанско-германском форуме, и Карл-Эрнст Браунер. Говоря о недавнем возобновлении немецких экспортных гарантий по линии государственного страхового общества “Гермес”, он заявил, что “если бы правительство Казахстана проявило в этом больше участия, все могло бы быть проще”.
Осторожность, которую проявляет немецкая сторона, понятна. Она продиктована горьким опытом недавнего глобального финансового кризиса, который очень остро ударил по банкам Казахстана. Как витиевато и не без юмора выразился Карл-Эрнст Браунер: “В результате кризиса Казахстану пришлось страдать. И Казахстан разделил это страдание с нами”.
Немцев, выдавших гермесовские экспортные гарантии, “развели” на 200 миллионов евро. Такие цифры называл на форуме представитель министерства финансов ФРГ. Речь идет о средствах, не выплаченных согласно подписанным договорам некоторыми банками Казахстана, в частности, “БТА”, “Астана — Финанс” и “Астана – Финанс Лизинг”.
С “БТА” вроде бы достигнута договоренность о реструктуризации долга. Убытки немецкого бюджета надеются возместить в течение 11 лет. А вот с “Астана – Финанс” и “Астана – Финанс Лизинг” переговоры идут медленно и, по словам немецкого чиновника, в “неконструктивной атмосфере”.
Приоритетный кандидат
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Райнер ЛинднерТем не менее Казахстан остается для Германии приоритетным кандидатом на роль важного экономического партнера и альтернативного поставщика ценного сырья. Правда, редкоземельные металлы, пояснил в интервью Deutsche Welle Райнер Линднер, есть не только в Китае и Казахстане. В Монголии, Австралии, государствах Южной Америки также имеются такие месторождения. “Но преимущество Казахстана заключается в том, что они находятся на небольшой глубине и расходы на их разработку относительно невелики”, — отметил исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики.
Глобальный финансовый кризис привел к резкому спаду торгово-экономических отношений между Германией и Казахстаном, подорвал столь необходимое в бизнесе доверие. Но теперь дело идет на поправку. По словам министра экономики ФРГ Филиппа Рёслера, Казахстан – важнейший партнер Германии в Центральной Азии, на долю которого приходится 84 процента торгового оборота ФРГ с этим регионом. Объем торговли с Казахстаном составил в прошлом году 5,2 миллиарда евро, это, по данным министра, обеспечивает прирост в 44 процента, по сравнению с предшествующим годом.
Так что межправительственное соглашение о сырьевом партнерстве все-таки будет подписано. Самое позднее – в ходе предстоящего осенью визита президента Казахстана в Берлин.
Автор: Никита Жолквер, Берлин
Редактор: Наталья Позднякова
Источник: www.dw-world.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Read the original:
Стратегическое партнерство Германии и Казахстана пока откладывается