Весьма показательным финалом завершился недавний коррупционный процесс в Павлодаре. Бывший чиновник Павлодарского района, которого изначально обвиняли в срыве президентской программы «Занятость-2020» и незаконных тратах на общую сумму 600 млн тенге, оказался виновен всего лишь в том, что подписал фальшивый акт выполненных работ на 1,2 млн тенге.
За мелкое жульничество госчиновник получил три года лишения свободы условно и был отпущен прямо из зала суда. Прокуроры, некогда обещавшие честное следствие и объективный суд, теперь избегают журналистов и отказываются от комментариев.
Крайний за распил
Началось все в конце 2012 года, когда г‑н Копешев был снят с должности начальника отдела строительства, архитектуры и градостроительства Павлодарского района с интригующей мотивировкой «за неисполнение должностных обязанностей и срыв «Программы занятости-2020». Падению районного чиновника предшествовала долгая череда жалоб от участников данной программы и последовавшая вслед за ними проверка областной прокуратуры.
Тем, кто подзабыл, в чем суть президентской программы, напомним — одним из ее направлений было переселение жителей депрессивных аулов в перспективные села. Для чего властям на местах поручалось обеспечить участников программы жильем. Акиматам городов и районов предлагалось на выбор либо строить дома самим, с разработкой проектов, получением госэкспертизы и проведением тендеров, либо закупить уже готовое жилье.
В Павлодарском районе решили пойти по второму пути и с 2011 по 2012 годы приобрели за счет бюджета 100 квартир. Несмотря на то что каждая квартира стоила как хорошие апартаменты в городе, сельские переселенцы массово отказывались в них жить и забросали областной акимат и прокуратуру жалобами.
Когда стали разбираться, выяснилось, что почти все закупленное районными властями жилье крайне низкого качества (внутренние перегородки и потолки были сделаны из гипсокартона) и не соответствует критериям программы, так как расположено в местах, где отсутствует необходимая социальная инфраструктура (а это ключевое условие госпрограммы).
В конечном счете желающих жить в степи в фанерных коробках не нашлось и стало ясно, что президентская программа в Павлодарском районе обернулась грандиозным распилом бюджетного бабла.
Недолго сказка сказывалась
История эта, быстро облетевшая местные и республиканские СМИ, стала поводом для многочисленных совещаний и разбирательств на областном уровне. И весной прошлого года прокуратура Павлодарского района возбудила в отношении бывшего начальника отдела строительства Асхата Копешева и «иных должностных лиц» уголовное дело по 308‑й статье УК РК («превышение должностных полномочий»), передав следствие финансовым полицейским.
Самые высокие чины обещали быть принципиальными и провести чуть ли показательное антикоррупционное следствие и судебный процесс. Прокурор района Асет Саттыбаев и заместитель прокурора области Куат Артыкбаев специально собирали на брифинги журналистов, чтобы поведать им сенсационные результаты своих проверок деятельности районного акимата, который при реализации президентской программы незаконно израсходовал более 600 млн тенге.
И хотя всем было ясно, что распил подобного масштаба одному начальнику отдела строительства был бы не под силу, никаких новых фигурантов в деле так и не появилось. Более того, по окончании следствия в обвинительном заключении о президентской программе, фанерных домиках и незаконных тратах на 600 млн не было ни единого слова. Вместо этого чиновника обвинили в том, что он подписал липовый акт выполненных работ по детсаду в селе Новоямышево на сумму 1,2 млн тенге.
На днях судья суда №2 города Павлодара Ибраимов огласил приговор — Асхату Копешеву дали 3 года лишения свободы условно и отпустили на все четыре стороны.
Недвусмысленный намек
Впрочем, всех подробностей решения судьи никто не знает, так как зачитали его без ненужных свидетелей: оглашение провели на полчаса раньше назначенного времени, и пресса на него не попала.
Журналисты больше часа названивали секретарю судьи, а также в пресс-службы суда и прокуратуры, пытаясь добиться от них хоть каких-то пояснений, но все они под разными предлогами уклонялись от общения. К примеру, в областной прокуратуре нежелание комментировать столь несерьезный финал громкого уголовного дела объяснили отсутствием на руках самого приговора. А районный прокурор Саттыбаев срочно закрылся в своем кабинете на неожиданное совещание.
Между тем фактический развал коррупционного дела можно считать нехорошим предзнаменованием. Дело в том, что Асхат Копешев шел в незримой связке со своим непосредственным начальником — акимом Павлодарского района Толегеном Бастеновым. Именно его народная молва считала главным инициатором аферы с распилом бюджетных средств.
Пока следствие не торопясь искало виновных в срыве президентской программы, г‑н Бастенов спокойно пересел в кресло советника акима области. И за три недели до пенсии попался на получении многомиллионной взятки и был арестован. Вслед за чем последовала сначала отставка, а потом и арест акима области Ерлана Арына по обвинению в получении взяток, хищении вверенных средств и создании ОПГ.
Так что легкое недоразумение, которым отделался районный чиновник, дает все основания подозревать, что чем-то подобным завершатся предстоящие процессы над Бастеновым и Арыном. Во всяком случае, в Павлодаре «показательный» процесс над Копешевым воспринят как недвусмысленный намек на то, что коррумпированная бюрократическая система своих не сдает.