Тема сепаратизма в республиканском масштабе – далеко не новая, но по-прежнему болезненная – вновь оказалась в центре внимания общества. И хотя опрошенные нами эксперты сомневаются, что угроза распада государства реальна, недостаточность внимания к этим процессам со стороны центральной власти чревата: например, тем, что наличием ростков сепаратизма в западных регионах Казахстана могут воспользоваться внешние силы, имеющие свои интересы в стране и регионе.
Автор: Сергей АЗАРОВ, Жанна БИСАРОВА
На минувшей неделе эпатажное заявление по этой теме озвучил председатель Союза мусульман Мурат Телибеков. «Предчувствие подсказывает мне, что близится распад казахстанского государства на ряд самостоятельных образований. Слишком большая территория для столь малочисленного народа, раздираемого междоусобицей, эгоцентризмом и весьма размытым представлением о патриотизме», — заявил он, рассуждая о ближайшем будущем страны в интервью газете «Трибуна».
Другими словами, в Казахстане есть некие группы, устремления которых настолько сильны, что способны развалить Казахстан. Но можно было бы не придавать значения заявлению г‑наТелибекова, если бы в конце февраля подобной темой не озадачился обозревательинтернет-портала lenta.ru Петр Бологов в статье «Младший жуз. Появится ли на берегах Каспия новое государство?»
Российский журналист, ссылаясь на данные социсследований, проводит мнение, что источником сепаратистских настроений в западном регионе, если они имеют место, являются в большей части не национальные или родовые, а финансовые интересы. Мол, Западный Казахстан реально кормит республику, а сам живет впроголодь.
Учитывая же, что население в этом регионе преимущественно составляют представители рода адай, которые до 30‑х годов прошлого века не подчинялись никакой власти, то идеи создания автономии имеют все шансы реализоваться. А уж после того, как власть расстреляла собственный народ в 2011 году именно в нефтеносном регионе, появление чуть ли не полностью независимого государства — дело времени.
Такой интерес к, казалось бы, внутренней проблеме со стороны России, имеющей в Казахстане не только экономические, но и в свете создания Евразийского союза политические интересы, подвигла нас к тщательному анализу ситуации.
Наши эксперты частично сошлись во мнении, что преувеличивать проблему скорого распада Казахстана не стоит, но риски, исходящие от сепаратных настроений, они оценили по-разному.
Следствие, но не причина
Политолог Расул Жумалы не склонен драматизировать ситуацию. По его мнению, проблема есть, но она не является настолько выпуклой, чтобы ее переоценивать.
- Помимо сепаратизма, есть более серьезные проблемы, связанные с социальными ожиданиями людей, их экономическим положением, безработицей, тем же религиозным экстремизмом. Вот по их разрешению достаточно адекватной и грамотной политики я все же не вижу. В основном по всем этим вопросам можно констатировать, что власть до сих пор движется по инерции и борется не с причинами, а с последствиями, — сказал он в интервью нашему спецвыпуску.
На вопрос: «Не кажется ли Вам, что сепаратистские тенденции являются итогом непоследовательности власти в решении тех проблем, что вы перечислили?», политолог ответил:
- В том числе. Здесь есть смысл говорить о так называемом «бюджетном разделизме», который подразумевает, что в регионах, являющихся донорами, должно оседать больше финансов, чем сейчас. Ведь настроения в Западном Казахстане на тему «не пора ли нам отделиться от центра» появились не на пустом месте. Богатые нефтью районы являются основными донорами государственного бюджета, проще говоря, содержат большинство других областей. А те средства, что остаются на местах, недостаточно адекватны вкладу регионов в госэкономику.
Такие вопросы имеют место быть, согласен политолог и предлагает их рассматривать именно с точки зрения правильного распределения национального дохода, делая акцент на социальных моментах добывающих регионов. Тем более что, например, по организации здравоохранения, инфраструктуры они находятся на низшем уровне не только по сравнению с двумя столицами, но и с северными и восточными регионами.
- У части региональных элит присутствуют мысли, что их вопросы решаются по остаточному принципу, — заметил Расул Жумалы. — Отсюда и определенное недовольство, что добываемые богатства не работают на эти регионы в первую очередь. Тем более, там весьма непростая ситуация, связанная с безработицей — достаточно вспомнить ситуацию в Жанаозене.
Экономику сменит политика?
Эксперт Института политических решений Максим Казначеев склонен признать очевидность проблемы, потому что заинтересованность западноказахстанцев предельно проста:
- Сейчас мы, условно, делим 80 миллионов тонн добываемой нефти на 17 млн населения Казахстана, а так придется делить на 2,5 млн проживающих в западном регионе.
Но при этом политолог оговаривается, что серьезных опасений о скором распаде Казахстана нет, потому что на нынешней стадии различные политические преференции для представителей западноказахстанской элиты не являются самоцелью. Но, по его мнению, они могут возникнуть, если не будет преференций экономических:
- Есть проблема невключенности представителей Атырауской и Мангистауской областей во властную вертикаль центра. Это так или иначе ставит перед ними задачу более активной борьбы за доступ к ресурсам. Поэтому и риски того, что элиты готовы пойти на некоторые деструктивные шаги, исключать никоим образом нельзя. Необходимо учитывать колоссальную ресурсную базу Западного Казахстана — фактически на нефтегазовых ресурсах этого региона вся страна держится. И цена вопроса очень высока.
На вопрос: «А центральная власть каким-то образом учитывает эти риски?» г‑н Казначеев ответил:
- По риторике властей и их действиям — переназначение акимов, попытки создания центра, который занимался бы региональным развитием (появление нового министерства), — понимание есть. Вероятно, изменится тональность неформальных переговоров между Астаной и региональными элитами, будут пересмотрены правила политического торга. Ведь не секрет — очень давно ведутся разговоры о том, что в западные областные центры будут потихоньку переводиться офисы основных добывающих компаний. А доступ к ресурсам и есть главный приз в такой борьбе.
Другое дело, заметил политолог в завершение, что получения конкретных политических результатов от производимых действий придется подождать. И надо надеяться, что радикальных действий (создание автономии или, того паче, отдельного государства) все-таки не будет.
Заграница не поможет
Публицист Казбек Бейсебаев полагает, что разговоры о сепаратизме рождены в среде западноказахстанцев обидой (мол, мы вас кормим, приносим больше всех доходов, но хуже всех живем) и являются некоей формой «угрозы», но не более того.
Самому западному региону отделение от Казахстана как таковое, считает он, не нужно. Однако этой «обидой» могут воспользоваться «иные силы». В качестве «иных» он называет Россию, Китай и, конечно же, США, у которых в каждом уголке мира есть свои интересы. Не останется в стороне, наверное, и Турция.
- Я не утверждаю, что они искусственно подогревают подобные настроения, но и исключать этого нельзя, — говорит Казбек Бейсебаев. — История человечества такова, что маленькие, но богатые ресурсами страны вызывают интерес сильных мира сего. И в реализации интересов, для усиления своего влияния они могут воспользоваться различными напряжениями внутри страны, расшатыванием ситуации. Если их интересы требуют присутствия в регионе, они будут использовать малейшие возможности для этого.
Максим Казначеев, напротив, полагает, что западные компании будут самыми пострадавшими в случае реализации «автономного» сценария:
- Если говорить о том, как разделяется сегодня добываемая нефть, то объемы, которые потеряет «КазМунайГаз», намного меньше тех, что потеряют иностранные инвесторы.
К тому же доля, что имеют в нефтяном пироге национальные компании, заставляет центр, по мнению политолога, выступать в роли посредника между региональными элитами и инвесторами и на уровне силовых структур четко отслеживать и по возможности пресекать их контакты напрямую.
Не хлебом единым
Но не только деньги могут быть причиной сепаратистских тенденций. Аналитик фонда «Гражданское общество» Виктор Ковтуновский говорит, что до сих пор значительная часть населения не почувствовала себя полноценными гражданами страны. И они не то что живут параллельно с государством, они не связывают свое будущее со страной. И это, по его мнению, показатель если не территориального, то индивидуального сепаратизма.
Отчасти его наблюдения подтверждает и Казбек Бейсебаев:
- Мы только победу на Олимпиаде вместе празднуем. А в повседневной жизни сами делим себя не только по родовым признакам. Сегодня идет разделение на «настоящих» казахов, «асфальтных», манкуртов и так далее. И вряд ли кто возьмется предсказать, во что это выльется завтра. Когда проводился референдум по судьбе СССР, большинство казахстанского населения выступило за его сохранение. И мало кто поверил бы, что через полгода Советский Союз перестанет существовать…
Это дело «сочувствующих» провокаторов
Председатель национал-патриотического движения «Ұлт тағдыры» Дос Кушим назвал разговоры о сепаратизме не более чем провокацией.
- Все эти разговоры о казахском сепаратизме то тлеют как угли, то разгораются с новой силой, будто в них подбросили сухих веток. Они на руку, так сказать, «сочувствующим» провокаторам. Если некоторые из них якобы из дружеских побуждений дают советы, то другие указывают на недостатки, натравливая нас друг на друга. А казахи, все что блестит, как говорится, принимают за золото.
Так и в этот раз, уверен общественный деятель, опять появились эти разговоры о том, что «западные не принимают чужаков, там на теплых местах сидят одни южане», что «мы кормим всю страну, а сами в нищете живем» и так далее.
- Никто не отрицает, определенная правда в этом есть. Но за политическим прогнозом — «запад Казахстана из-за социальной несправедливости может отделиться» — кроется обычная политическая провокация, — так прокомментировал национал-патриот недавние высказывания некоторых экспертов об усилении сепаратистских настроений на западе Казахстана.
Тем не менее Дос Кушим не отрицает наличия проблем, которые могут стать предпосылками для сепаратизма.
- Согласен, акимов лучше назначать из местных. Но известно же, что наша властная вертикаль делает все по-своему, не учитывая мнения и пожеланий народа. Но какое это имеет отношение к казахскому народу и казахской государственности? Не могут казахи, обидевшись на власть, отделиться, — уверен он. — Не спорю также с тем, что в западных регионах страны стало очень много чиновников — выходцев с юга. Но в стране с процветающей коррупцией разве можно этому удивляться?
Ни для кого не секрет, согласен Дос Кушим, что другие регионы страны живут за счет нефти, которая добывается в западных областях.
- Но я так же уверен, что в каждом из этих аулов, расположенных близ нефтяных месторождений, простые жители живут в одинаковой нищете, будь это любая область западного региона. В таком случае чем казахи одной нефтяной области могут отличаться от казахов другой и зачем им отделяться? — задался он вопросом.
По мнению политика, провокациям на эту тему не суждено осуществиться.
- Считаю, что Младший жуз, который веками давал отпор джунгарам и отвоевывал казахские земли, не будет отделяться от народа. Считаю, что само озвучивание этой темы — политическая провокация. Никакие политические игры власти в Астане и использование в них даже таких фамилий, как Тасмагамбетов или Мусин, не дадут добиться своих целей тем, кто за этим стоит, — убежден Дос Кушим.
…Отсутствие единого мнения позволяет нам не ставить точку. И данный материал — только начало разговора о том, куда нас могут завести ростки сепаратизма, взращенные, по мнению большинства опрошенных нами экспертов, несправедливой бюджетной политикой. Является ли патриотизм в данном случае пустым словом? Может ли противостоять распаду укрепление гражданского общества? Как могут сказаться на единстве казахстанцев инициативынационал-патриотов по возрождению казахского языка и культурных ценностей? Или угроза целостности государства кроется в слабости властных институтов? Эти вопросы, как нам кажется, требуют дальнейшего обсуждения.
Оригинал статьи: