-9 C
Астана
19 ноября, 2024
Image default

Россию и Узбекистан поссорит религия?

Пре­зи­дент Узбе­ки­ста­на Ислам Кари­мов наме­рен отме­нить визит Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Кирил­ла в Таш­кент. Руко­во­ди­тель рес­пуб­ли­ки оби­дел­ся на то, что пат­ри­арх не согла­со­вал с ним кад­ро­вый пасьянс в епар­хии РПЦ Узбе­ки­ста­на. Об этом сооб­щи­ли мест­ные СМИ, ссы­ла­ясь на источ­ни­ки во власти.

Автор: Татья­на ГАРЬКАВАЯ

Посе­тить сол­неч­ную рес­пуб­ли­ку гла­ва РПЦ пла­ни­ро­вал 2—3 нояб­ря. Визит при­уро­чен к празд­но­ва­нию 140-летия осно­ва­ния Таш­кент­ской и Сред­не­ази­ат­ской епар­хии. Нака­нуне это­го собы­тия пат­ри­арх Кирилл пре­об­ра­зо­вал епар­хию в Узбе­ки­стане в мит­ро­по­ли­чий округ. Так­же вме­сто мит­ро­по­ли­та Таш­кент­ско­го и Сред­не­ази­ат­ско­го Вла­ди­ми­ра, кото­рый полу­чил новую долж­ность, мит­ро­по­ли­том Таш­кент­ским и Узбек­ским был назна­чен Викен­тий. При этом пре­зи­ден­та Узбе­ки­ста­на Исла­ма Кари­мо­ва «забы­ли» про­ин­фор­ми­ро­вать об изме­не­ни­ях и роки­ров­ке кадров.

Наблю­да­те­ли утвер­жда­ют, что подоб­ное само­управ­ство вряд ли при­шлось по душе Исла­му Кари­мо­ву, а пото­му мно­гие ожи­да­ют, что этот рели­ги­оз­но-свет­ский кон­фликт не луч­шим обра­зом ска­жет­ся на отно­ше­ни­ях Рос­сии и Узбе­ки­ста­на. В чем это может про­явить­ся, мы попро­си­ли про­ком­мен­ти­ро­вать про­фес­со­ра РГГУ, глав­но­го редак­то­ра жур­на­ла «Рели­гия и пра­во», сопред­се­да­те­ля Сла­вян­ско­го пра­во­во­го цен­тра Ана­то­лия Пче­лин­це­ва. По мне­нию экс­пер­та, ситу­а­цию услож­ни­ли вели­кие амби­ции обе­их сторон.

«Ситу­а­ция выхо­дит неод­но­знач­ная, — счи­та­ет Ана­то­лий Пче­лин­цев. — С одной сто­ро­ны, госу­дар­ство отде­ле­но от церк­ви и цер­ковь вовсе не обя­за­на коор­ди­ни­ро­вать свои дей­ствия с пред­ста­ви­те­ля­ми свет­ской вла­сти. А с дру­гой сто­ро­ны, Восток — дело тон­кое, и пат­ри­арх чисто фор­маль­но мог поста­вить в извест­ность руко­вод­ство Узбе­ки­ста­на о пре­об­ра­зо­ва­ни­ях, а не пока­зы­вать, кто в доме хозяин…»

Как напря­жен­ные отно­ше­ния вла­сти и церк­ви аук­нут­ся при­хо­жа­нам, одно­знач­но вряд ли кто ска­жет. Но, как пока­зы­ва­ют подоб­ные при­ме­ры из миро­вой прак­ти­ки, ниче­го хоро­ше­го ожи­дать не сто­ит. Несколь­ко лет назад в Рос­сии был похо­жий слу­чай. Папа Рим­ский решил пре­об­ра­зо­вать ряд окру­гов и сме­нить им назва­ния, в том чис­ле в Рос­сии. С пода­чи кар­ди­на­ла Саха­лин­ский округ был пере­име­но­ван в Кара­фу­то. Такое назва­ние у этой тер­ри­то­рии было до Вто­рой миро­вой вой­ны, когда она при­над­ле­жа­ла Япо­нии. Дей­ствия като­ли­че­ской церк­ви вызва­ли серьез­ное напря­же­ние меж­ду Рос­си­ей и Вати­ка­ном, а так­же меж­ду Рус­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью и Рим­ско-като­ли­че­ской церковью.

Так, депу­тат груп­пы «Реги­о­ны Рос­сии» Вик­тор Алкс­нис утвер­ждал, что Рим­ско-като­ли­че­ская цер­ковь созна­тель­но про­во­ци­ро­ва­ла тер­ри­то­ри­аль­ные пре­тен­зии Япо­нии к Рос­сии. Он даже под­го­то­вил про­ект обра­ще­ния к Вла­ди­ми­ру Пути­ну о дея­тель­но­сти Рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Федерации.

Вни­ма­ние гла­вы госу­дар­ства обра­ща­лось на то, что на сай­те Рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви южная часть Саха­ли­на и Куриль­ские ост­ро­ва име­но­ва­лись «пре­фек­ту­рой Кара­фу­то». На кар­те же Рос­сий­ской Феде­ра­ции, поме­щен­ной на том же сай­те, Южный Саха­лин и Куриль­ские ост­ро­ва выде­ле­ны цве­том, отлич­ным от того, кото­рым обо­зна­чен Даль­не­во­сточ­ный феде­раль­ный округ, как буд­то эти тер­ри­то­рии уже не вхо­дят в состав Рос­сий­ской Феде­ра­ции. В обра­ще­нии пре­зи­ден­ту ука­зы­ва­лось, что дей­ствия Рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви пред­став­ля­ют угро­зу целост­но­сти РФ.

Кон­фликт зашел очень дале­ко, Рос­сия даже закры­ла въезд в стра­ну неко­то­рым като­ли­че­ским свя­щен­ни­кам. Со вре­ме­нем стра­сти утих­ли, конеч­но, ситу­а­ция забы­лась, но оса­док, как гово­рит­ся, остался.

А как будет раз­ви­вать­ся кон­фликт в Узбе­ки­стане? Как отме­тил Ана­то­лий Пче­лин­цев, судя по все­му, узбек­ские вла­сти опа­са­ют­ся хри­сти­ан­ской экс­пан­сии и воз­дей­ствия на ислам­ское насе­ле­ние. По мне­нию экс­пер­та, со сто­ро­ны Рос­сии Узбе­ки­стан может ощу­тить некое напря­же­ние в поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской сфе­рах. Не исклю­че­но, что изме­нит­ся лояль­ное отно­ше­ние к узбе­кам, кото­рые рабо­та­ют в Рос­сии. Сей­час меж­ду стра­на­ми дей­ству­ет без­ви­зо­вый режим, граж­дане Узбе­ки­ста­на без про­блем полу­ча­ют раз­ре­ше­ние на рабо­ту в Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Удаст­ся ли теперь стра­нам сохра­нить подоб­ные отношения?

See more here:
Рос­сию и Узбе­ки­стан поссо­рит религия?

архивные статьи по теме

02‑й: ноль или все-таки — второй?

Editor

Дайджест прессы от 31 августа 2011 года

Очередные скелеты в шкафу БТА Банка