Пагубность идеи создания Единого пенсионного фонда для рынка ценных бумаг понимают и профессиональные участники фондового рынка страны, и руководство Казахстанской фондовой биржи. Это стало ясно из выступлений финансистов в ходе VIII Казахстанского финансового форума, проходившего недавно в Алматы. Более того, засомневался в разумности происходящего, похоже, и регулятор. Но обо всем по порядку.
Автор: Анна КАРР
Вначале несколько слов о самом финансовом форуме. Не тот он уже, совсем не тот, каким был в докризисные времена, констатировал очевидный для всех факт генеральный директор информационного агентства Cbonds Сергей Лялин (именно его агентство традиционно организует и проводит финансовый форум).
Впрочем, заметил Лялин, многое изменилось и в Казахстане. Положительными переменами российский гость назвал 6‑процентный рост ВВП страны за прошлый год.
- О таких темпах роста экономики некоторые страны не могут даже мечтать. Даже в России более скромные цифры, — заявил г‑н Лялин.
Понятно, что оперировал спикер официальной статистикой, которой, заметим от себя, у нас давно уже никто не верит. Но надо же, видимо, было за что-то похвалить.
Что касается негатива, то, по словам Лялина, казахстанский фондовый рынок по-прежнему оторван от реальной экономики. Можно даже сказать, что его фактически-то и нет в действительности.
- Среднедневной объем торгов акциями на KASE составляет до 1 миллиона долларов. Эта цифра, над которой представители Варшавской фондовой биржи, не говоря уже о Московской, должны посмеяться. Это не рынок, где двигаются капиталы, а так, кто-то просто играется, — заметил г‑н Лялин.
Но как бы резко ни оценивал российский гость существующую ситуацию с фондовым рынком в нашей стране сегодня, будущее, которое уготовили бирже казахстанские чиновники, его не могло не шокировать. Из выступлений участников рынка дальше стало ясно: в ближайшей перспективе благодаря слиянию частных НПФ в один государственный фондовому рынку страны грозит клиническая смерть.
Биржа уже заложила себе убытки
Брокеры свое мнение о рисках для рынка в случае создания ЕНПФ уже не раз высказывали. В том числе в прессе. В рамках форума их общую позицию огласил председатель правления ИК «Халык Финанс» Еркебулан Тулибергенов.
По его словам, он не испытывает радужных надежд по поводу будущего РЦБ, несмотря на обещания эффективного управления средствами вкладчиков.
- Сейчас говорится о том, что будут привлечены (к управлению активами ЕНПФ) нескольких управляющих, в том числе и внешних, с рынка. Но какой смысл местным управляющим конкурировать по ценам за один и тот же актив, если он попадет в один и тот же портфель? И насколько это вообще будет позволено делать по мандатам? Так что в скором времени будет установлена монополия, — уверен г‑н Тулибергенов.
Беспокойство по поводу будущего фондового рынка терзает не только брокеров, но и Министерство финансов, огорошил собравшихся вице-президент KASE Андрей Цалюк. Уже сейчас госорган беспокоит вопрос о том, будет ли ЕНПФ покупать ГЦБ по той доходности, которую он сейчас предлагает.
Да и сама же биржа уже представляет себе, чем обернется приход единого пенсионного фонда, со скепсисом заметил г‑н Цалюк.
- Для нас совершенно очевидно, что таких объемов (по операциям с ЦБ), которые сейчас обеспечивают пенсионные фонды, больше не будет. И что более важно, не будет конкуренции. Раньше эмитент мог прийти в один фонд, поговорить по поводу приобретения бумаг, потом пойти в другой — и это была великая вещь. Так вот, ее больше не будет, — констатировал топ-менеджер KASE.
Отсюда последствия, продолжил он, биржа теряет деньги на делистинге существующих десяти НПФ, которые уже зашли на нее, и акционеры биржи уже «заложили эти потери в бюджет». Мало того, KASE так же потеряет на листинге тех компаний, который приходят на биржу, чтобы получить доступ к деньгам пенсионных фондов.
- Вот и получается, что создание единого фонда будет однозначно негативным. Интерес компаний к листингу на бирже снизится. Мы вынуждены это признать, — заключил Андрей Цалюк.
Регулятору просто не оставили выбора
Последним спикером в секции, посвященной обсуждениям будущего пенсионной системы, выступил председатель КФН Куат Кожахметов. Свой спич он начал с тяжелого вздоха: мол, на его долю выпала задача — «претворить в жизнь идею создания ЕНПФ». Но, спохватившись, тут же добавил, что регулятор уже проникся ею. Хотя, конечно, из песни (то бищь реальности) слов (то есть фактов) не выкинешь.
- Сейчас 90% общего портфеля всех НПФ лежит в госбумагах, то есть эти средства работают внутри страны. Понятно, что ликвидность на рынке обеспечивалась потоками средств из НПФ: продавались и покупались ценные бумаги, — честно признал Куат Кожахметов. — Конечно, создание ЕНПФ скажется на сделках внутри страны. И с этой точки зрения надо будет работать, а инвестиционной декларации ЕНПФ, действительно, пока нет.
Далее из слов представителя регулятора стало ясно: поскольку в скором времени придется обеспечивать доходность по пенсионным накоплениями казахстанцев, подход к регулированию может серьезно измениться.
- Может быть, правильно активизировать наше присутствие за рубежом с точки зрения инвестиций. Это было бы объективно, — сказал Кожахметов, резюмируя свое выступление.
Участников форума это заявление, похоже, не удивило. Молчание в зале и пристальные взгляды управленцев из пенсионных фондов в сторону главы КФН невольно напомнили о недавних прогнозах руководителей НПФ — о том, что правила инвестирования изменятся, после того как Нацбанку придется управлять пенсионными активами.
Оригинал статьи —