Формально политическая власть в Казахстане принадлежит партии «Нур Отан», поскольку все члены правительства, акимы всех уровней плюс подавляющее большинство депутатов парламента и региональных выборных органов являются ее членами. Фактически же данная структура – одна из декораций, маскирующих своим существованием авторитарный режим казахстанского президента Нурсултана Назарбаева.
Кстати, возглавляет «Нур Отан» сам Нурсултан Назарбаев в ранге председателя и имеет в партии больше прав и полномочий, чем все остальные ее члены вместе взятые. Например, председатель единолично назначает своих заместителей по партии, в отличие от той же КПСС, в которой члены Политбюро и секретари Центрального комитета избирались.
Именно поэтому, по оценке kz.expert, «Нур Отан» нельзя считать реинкарнацией Коммунистической партии Советского Союза. И не только в силу принципиального различия идеологий, заложенных в их основу, но и полного отсутствия в «Нур Отане» каких-либо признаков внутрипартийной демократии, пусть даже условной, которая все-таки имела место быть в той же КПСС.
Фактически «Нур Отан» — это общественная организация, прямо связанная с государством и полностью подконтрольная ему. Точнее – той группе лиц, которая данное государство себе присвоила.
Это выражается не только в том, что «Нур Отан» бессменно возглавляется опять же бессменным президентом РК, но и тем, что региональные организации этой партии возглавляются акимами соответствующих регионов, и исключений из этого правила не бывает.
В последнее время Акорда и Нурсултан Назарбаев пытаются как-то «оживить» «Нур Отан». Однако, похоже, эта попытка успешно провалилась, и шансы первого зампреда «Нур Отана» Маулена Ашимбаева на политический успех в форме превращения возглавляемой им структуры из декорации в реально действующую политическую организацию, равны нулю.
Этот закономерный результат, по нашему мнению, во многом объясняется «родовой» травмой.
Напомним, что Республиканская политическая партия «Отан» была создана 1 марта 1999 года, когда в Казахстане еще относительно свободно действовали оппозиционные Нурсултану Назарбаеву политики и политические силы. Позднее, в 2006 году, в состав «Отана» вошли три другие крупнейшие пропрезидентские партии: «Асар», контролировавшаяся старшей дочерью президента Даригой Назарбаевой, Гражданская партия и Аграрная партия, которые контролировались крупным казахстанским бизнесом, тесно связанным с Акордой.
Судя по всему, решение о консолидации крупнейших пропрезидентских политических партий в одну, затем переименованную из «Отана» в «Нур Отан», являлось частью действий по стабилизации внутриполитической ситуации и укреплению суперпрезидентской вертикали.
Приблизительно в это же время трагически погибли два ключевых оппонента Нурсултана Назарбаева. Системный оппонент – сопредседатель политической партии «Ак Жол» Алтынбек Сарсенбаев, внесистемный – бывший аким Алматы Заманбек Нуркадилов.
По официальным версиям, первый был похищен и убит сотрудниками спецподразделения КНБ РК по заказу частного лица, обидевшегося на него за негативные отзывы, а второй покончил жизнь самоубийством тремя выстрелами. Впрочем, в эти версии мало кто верит, поскольку смерть обоих политиков была крайне выгодна казахстанским властям.
Тогда же стало известно о существовании некоего плана «Суперхан», в рамках которого предусматривалась сверхконцентрации власти в руках Нурсултана Назарбаева и даже предполагалось, что Казахстан станет наследственной монархией (ханством) во главе с ним. Соответственно, Назарбаев получил бы тогда возможность передать верховную власть в стране по наследству.
Тем, кто не знает про упомянутый выше план Суперхана, мы советуем посмотреть фильм телекана К+ (сегодня уже закрытого).
Сегодня трудно сказать, почему в итоге Акорда отказалась от этого намерения. Скорее всего потому, что не нашла поддержки у своих ключевых внешнеполитических союзников. Однако сам факт выдвижения такой идеи и ее частичная реализация путем закрепления в Конституции Казахстана исключительных полномочий и привилегий первого президента, присвоения ему звания «лидер нации – елбасы», свидетельствуют о том, что Нурсултан Назарбаев и его окружение были настроены серьезно.
В такой обстановке присоединение к «Отану» трех других пропрезидентских партий можно расценить не столько как попытку Нурсултана Назарбаева создать серьезную политическую структуру, на которую он будет опираться в ходе реализации внутренней политики, сколько как способ отобрать у своих ближайших соратников столь важный инструмент, как собственные политические партии, тем более представленные в Парламенте РК и местных выборных органах.
Именно это мы и назвали «родовой» травмой. «Нур Отан» должен был объединить сторонников главы государства, но не в целях усиления, а для того, чтобы пресечь внутриэлитные разборки на публичном внутриполитическом пространстве. В результате же, когда у Нурсултана Назарбаева возникла необходимость достучаться до сограждан и получить реальную их поддержку, возглавляемая им партия (в которой, между прочим, порядка миллиона членов) оказалась еще более дряхлой и бесполезной, чем КПСС в последние годы своего существования.
фильм телеканала К+ «Тайный советник Суперхана»
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0
Источник: https://kz.expert/