На днях президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выступая на торжественном собрании, посвященном 20‑й годовщине Дня Конституции страны, особо отметил, что в конце февраля будущего года в республике состоятся очередные выборы в парламент страны. По словам Эмомали Рахмона, госорганы приложат все усилия, чтобы они прошли «демократично и прозрачно».
«Мы всегда являемся сторонниками таких выборов, которые бы проходили демократично и прозрачно. Признанно, что накануне выборов с учетом развития системы многопартийности и политического плюрализма выдвигается множество кандидатов, и мы это воспринимаем как естественное явление демократического общества», — сказал глава Таджикистана и призвал все политические партии, которые примут участие в предстоящих парламентских выборах, соблюдать нормы Конституции и действующих законов.
«Мы являемся сторонниками таких парламентских выборов, которые состоялись бы на альтернативной основе, чтобы сам народ свободно мог избрать своего достойного представителя», — подчеркнул Рахмон.
Отметив, что снижение вдвое избирательного залога создает условия для активного участия граждан в качестве кандидатов в депутаты, он предупредил, что выборная кампания не дает права партиям или другим общественным организациям и движениям «навязать народу идеологию, нарушающую священные национальные традиции и ценности, единство, стабильность и безопасность общества, целостность, систему законности государства».
Со своей стороны Центральная комиссия по референдумам и выборам Таджикистана отчиталась перед делегацией ОБСЕ, что из 25 рекомендаций, выданных ранее наблюдателями организации по результатам прошлых парламентских выборов 2010 года, к сегодняшнему дню выполнены 18 пунктов, а над остальными ЦИК работает.
Впрочем, оппозиционные партии Таджикистана и сейчас далеко не позитивно оценивают предвыборную обстановку в стране. Напомним, что в Таджикистане есть своя партия власти — Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ), которая неизменно занимает подавляющее количество мест в нижней палате парламента страны — Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, состоящей из 63 депутатов.
Сейчас 43 депутатских кресла у партийцев Эмомали Рахмона. По два депутатских мандата у Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), Коммунистической партии Таджикистана (КПТ), Партии экономических реформ (ПЭРТ) и Аграрной партии Таджикистана (АПТ).
Формально на выборах в 2010 году в Маджлиси Оли прошли 12 беспартийных депутатов, однако все они прошли при поддержки НДПТ. Соответственно, президент Эмомали Рахмон весь этот срок спокойно полагался на поддержку 55 депутатов, а учитывая, что АПТ и ПЭРТ это партии-сателлиты, за политику Рахмона стабильно голосовали практически все народные избранники.
Станут ли предстоящие выборы более открытыми и справедливыми, пока сказать сложно, но однозначно, что президент Эмомали Рахмон сделает все возможное, чтобы сохранить свое влияние в законодательной палате.
К слову, политсовет Социал-демократической партии Таджикистана не так давно обратился к главе государства и потребовал от него прекратить вмешательство в выборный процесс. Эсдеки потребовали запретить ведение предвыборной кампании от его имени, размещать в предвыборных рекламных плакатах НДПТ фото Эмомали Рахмона, так как «президент РТ не может быть избран в депутаты на каком бы то ни было уровне».
Поэтому, чтобы избежать конфликта интересов, социал-демократы предлагают Эмомали Рахмону «в целях обеспечения законности, объективности и прозрачности выборов на время организации и проведения выборов в Маджлиси Оли и местные представительные органы РТ до объявления результатов этих выборов приостановить свое председательство в НДПТ». Впрочем, перед прошлыми выборами были точно такие же предложения к президенту страны, но они остались не услышанными.
Также оппозиция предлагала сделать чисто символическим избирательный залог для кандидатов и включить в состав участковых избирательных комиссий представителей всех политических партий, которые будут участвовать в выборах, но парламентское большинство эти поправки отвергло.
Впрочем, небольшие послабления в этой выборной кампании все же имеются. Так, возвращена в бюллетени графа «против всех» и сокращен избирательный залог для кандидатов в депутаты с прежних 8 тысяч сомони ($1588, или 287140 тенге) до 4 тысяч сомони ($795, или 143570 тенге).
К слову, даже эти суммы далеко не по карману обычным гражданам страны. Средняя зарплата в республике составляет 738 самони ($146,5, или 26480 тенге). Поэтому, как заявляет руководитель Компартии Таджикистана Шоди Шабдолов, «если учитель или другой бюджетник хочет участвовать в выборах, он должен вложить в это свою годовую зарплату».
И хотя до парламентских выборов еще не один месяц, тем не менее ведущие политические силы страны активизировали свою деятельность и начали проводить громкие PR-акции. Например, партия президента обещает в скором времени представить свою предвыборную программу, а также новых лиц, с которыми партия пойдет на выборы. Главный же соперник НДПТ — Партия исламского возрождения Таджикистана, по некоторым данным, активно ищет спонсоров в исламских странах, заинтересованных в смене власти в Таджикистане.