На совместном заседании мажилиса и сената, созванном на этой неделе для утверждения (или отклонения) отчетов Кабинета министров и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета в 2020 году, прозвучало, по мнению публициста и общественного деятеля Сергея Дуванова, много убойных откровений: «Прямым текстом было сказано, что дела у нас, из-за пандемии хреновые.
И хотя наша «вечно-позитивная статистика» показывает в этом году рост экономики на 1,6%, скорее это дань политической традиции – показывать позитив при любом состоянии дел. На самом деле, если честно оценивать ситуацию, то никакого развития давно уже нет, мы в глубокой заднице и все признают, что нужно что-то делать, чтобы из всего этого выбираться», — пишет Дуванов на своей странице в Фейсбуке и обращает внимание на страшные, по его мнению, цифры: Казахстан обеспечивает себя только на 44%(!!!), остальные 36% — это деньги из Национального фонда и 20% — займы.
«Мы прожираем страну, — негодует Дуванов. — При таком раскладе и динамике у нас нет будущего, страна живет в долг. А люди, призванные исправлять положение, явно не знают, что делать. Они же ничего конкретного не предлагают. Они просто констатируют, что дело дрянь».
В выступлении Председателя Сената Парламента Республики Казахстан Маулена Ашимбаева была указана одна из причин такой ситуации — государство тратит немереные деньги на квазигоссектор. Только в 2020 году в него было направлено более 817 млрд. тенге, но не в коня корм. Так, КТЖ проекты, которые не окупаются, составляют 75 процентов от всех реализованных — это 12 из 16. Только четыре проекта прибыльные. Остальные 14, по сути, датируются государством … которое думает, где ему брать деньги.
«Сумма неэффективно использованных бюджетных средств в 2020 году составила 570 млрд тенге. Сюда входят и возврат средств в республиканский бюджет, и остатки средств на контрольных счетах, а также нарушения, выявленные всеми органами госаудита, в том числе по расходованию антикризисных ресурсов. В результате эти деньги вовремя не сработали на смягчение последствий пандемии, и не только», — сказала глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова.
«Банальное воровство бюджетных средств называется – «неэффективным использованием бюджетных денег», ‑реагирует на выступление Годуновой журналист Ибраш Нусупбаев на своей странице в Фейсбуке. То есть, пишет он, в прошлом году на различные программы было выделено из бюджета 570 миллиардов тенге, но эти программы из-за недостатка финансирования не были выполнены, так как произошло «неэффективное использование бюджетных денег».
О неэффективном использовании средств акиматами заявили и в Минфине. Более 290 миллиардов тенге неэффективно использованы акиматами в регионах. Об этом заявил, там же на заседании, министр финансов РК Ерулан Жамаубаев. Если провести всеобщий аудит, то, по мнению Нусупбаева, выяснится, что вирусом «неэффективное использование бюджетных денег» страдают сегодня все госорганы Казахстана от сельского акимата до Мажилиса, Сената и Правительства: «А потом все удивляются, что в 2020 году, несмотря на экономический кризис и закрытые границы, из Казахстана было выведено 787,7 миллиардов тенге, а за первые четыре месяца этого года из страны «отъехало» еще 275,9 миллиардов тенге. На чём были заработаны столь космические деньги, если народ в Казахстане нищий и бизнес стоит на коленках? Если же сравнить цифры, то они очень близки к данным о «неэффективном использовании бюджетных денег», обращает внимание Нусупбаев.
И при этом, замечает уже Сергей Дуванов, выясняется, что нац. компании, нашли деньги, чтобы прикупить моторную яхту, спортивно-оздоровительный комплекс с лыжными трассами, кафе и гостиницей.
Министр финансов Казахстана Ерулан Жамаубаев, в свою очередь, не согласился с Годуновой и заявил о не справедливом замечании Счетного комитета про госдолг, который якобы превысил установленный лимит в 27 процентов и достиг уже 29,4 процента к ВВП. Концепция с обозначенным порогом госдолга, на которую ссылался Счетный комитет, по данным Минфина, давно устарела: «В настоящее время разрабатывается новый документ с учетом макроэкономической ситуации и других параметров развития экономики. А пока соотношение государственного долга к ВВП не превышает лимита, установленного договором о Евразийском экономическом союзе и национальным планом развития Республики Казахстан до 2025 года. При этом все другие долговые индикаторы соблюдаются и находятся на безопасном уровне!» — заверил Жамаубаев.
Годунова не преминула отреагировать: «Минфин не смог объяснить замечания ни аудиту, ни на рабочих группах и заседаниях комитетов мажилиса и сената, но счел нужным реабилитировать себя в прессе, видимо, рассчитывая на сложность самого вопроса и на то, что читатели профессиональных деталей не поймут! Но, к сожалению, недостатки и нарушения от этого никуда не делись. Согласно закону, все они подтверждены аудиторскими доказательствами». — приводит ее слова газета «Время».
А в это время, глава государства поручил председателю Агентства по защите и развитию конкуренции Серику Жумангарину принять системные меры по снижению цен на продовольственные и другие товары, которые неожиданно взлетели в несколько раз.
Причина этого, по сведениям Ибраша Нусупбаева, размер «благодарности», который чиновники и правоохранители взвинтили в 2–3 раза… «Возможно, президент Токаев не знает, что цены на товары, услуги, продукты питания, овощи, фрукты и т.д. на 40–50% состоят из взяток?». – задается риторическим вопросом журналист на своей странице в Фейсбуке. А доказательством того, что все чиновники берут взятки, по его мнению, – их уровень жизни, сопоставимый с уровнем жизни владельца крупного предприятия, рудника или фабрики. Кстати, считает Ибраш Нусупбаев, это касается не только чиновников, но и судей, депутатов, сенаторов и даже их помощников, которые, несмотря на разгромную критику в свой адрес, на совместном заседании мажилиса и сената предложили поддержать отчеты правительства и Счетного комитета, сделав министрам скидку на трудные времена.
Источник: https://www.novgaz.com/