Признать Владимира Козлова политическим заключенным просят казахстанские политики председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы Жан-Клода Миньона и Генерального секретаря правозащитной организации “Amnesty International” Салилу Шетти. Ниже приводим полный текст обращения.
Автор: Письмо в редакцию
Председателю
Парламентской Ассамблеи Совета Европы
господину Жан-Клоду Миньону
Генеральному секретарю
правозащитной организации Amnesty International
господину Салилу Шетти
ОБРАЩЕНИЕ
о признании казахстанского оппозиционного политика
Владимира Козлова политическим заключенным
23 января 2012 года, сотрудниками Комитета Национальной Безопасности (КНБ) Республики Казахстан был арестован оппозиционный политик, лидер Народной партии “Алга!” Владимир Козлов. 8 октября казахстанское правосудие вынесло ему приговор — 7,5 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Апелляционный суд оставил приговор без изменений.
У представителей демократической общественности Казахстана нет сомнений, что арест и тюремное заключение Владимира Козлова имеют исключительно политическую мотивацию. А такие факты, как лишение его свободы до судебного разбирательства, нарушение презумпции невиновности, системное нарушение процессуальных норм и условий содержания прямо указывают на избирательность и предвзятость со стороны КНБ и судебных органов в отношении одного из лидеров казахстанской оппозиции.
Владимир Козлов подвергся политическому преследованию исключительно из-за своей принципиальной позиции в вопросах необходимости демократической модернизации Казахстана и либерализации взаимоотношений между властью и обществом. В связи с чем, все его дело необходимо рассматривать как политическое, а его самого — как политического заключенного.
Более 10 лет Владимир Козлов посвятил противостоянию с авторитарным режимом президента Назарбаева. Это противостояние (со стороны В.Козлова и его соратников) всегда носило исключительно законный, открытый и ненасильственный характер. Более 5 лет он возглавлял Народную партию “Алга!”, которой казахстанские власти безосновательно отказывали в государственной регистрации, опасаясь ее участия в предвыборной парламентской борьбе. Г‑н Козлов был постоянным участником международных конференций, совещаний, форумов и слушаний, проводимых по линии ОБСЕ, Европейского Парламента, международных правозащитных организаций, целью которых было обсуждение ситуации в области развития демократических прав и свобод в нашей стране и странах Центральной Азии. В 2011 году он сделал заявление о намерении выставить свою кандидатуру на следующих президентских выборах. Козлов неоднократно привлекался к административной ответственности за организацию и участие в мирных протестных акциях — собраниях, митингах, демонстрациях.
Поводом для лишения свободы на 7,5 лет, а, по сути, изоляции от общества В.Козлова казахстанскими властями, стала его активная работа по информированию зарубежной и казахстанской общественности о событиях в Жанаозене, стремление привлечь внимание к проблемам бастующих нефтяников и произошедшей 16 ‑17 декабря 2011 года трагедии. Против Владимира Козлова было сфабриковано уголовное дело по трем статьям: разжигание социальной розни, призывы к насильственному свержению конституционного строя, организация участие в деятельности организованной преступной группы. По оценкам независимых экспертов и правозащитников эти статьи — чисто политические.
Наблюдатели, осуществлявшие мониторинг за судебным процессом, пришли к заключению, что и следствие, и судебное разбирательство были проведены с грубыми нарушениями всех процессуальных норм, и поставили под большое сомнение объективность и беспристрастность вынесенного приговора. Так же есть основания подозревать фальсификацию доказательств вины, предоставленных стороной обвинения.
В частности, организация “Freedom House” провела мониторинг всего судебного процесса, и констатировала в своем отчете “Имели место следующие документально подтвержденные нарушения:
- Представление обвинением доказательств в заключительном заявлении, которые не были включены в судебный процесс.
- Пристрастные заявления главы Республики Казахстан.
- Представление в качестве доказательства листовок, распечатанных на машине, отличной от той, которая использовалась партией господина Козлова.
- Невозможность установления цепи ответственности и обеспечения сохранности данных листовок.
- Дача показаний свидетелями обвинения без возможности их допроса защитой.”
Адвокаты международной группы по правам человека (SIHRG) в своем отчете отмечают:
«Несмотря на продемонстрированную выносливость и интеллектуальный потенциал, судья вынес ошибочный приговор. В приговор были включены доказательства, являющиеся заблуждениями. Судья не смог должным образом подтвердить то, что приговор базируется на фактах и законе”.
Кэтрин Эштон, Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности после вынесения приговора по делу так же сделала заявление, в котором сообщалось:
“Судебное разбирательство не представило четкую картину расследования событий, не доказало вину или непосредственное участие г‑на Козлова в насилии в Жанаозене. В этой связи приговор Козлову кажется несоразмерным и, учитывая его политическую деятельность, может иметь политическую подоплеку.”
Президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Рикардо Миглиори приходит к выводу, что:
“Осуждение Козлова стало результатом непрозрачной процедуры расследования и судебного разбирательства, которые не соответствовали международным стандартам. По итогам судебного решения можно лишь прийти к выводу о том, что этот суровый приговор является предупреждением всем оппонентам власти в Республике Казахстан. Заключение Козлова в тюрьму должно запугать лидеров «Алги», в результате чего Казахстан может лишиться одной из немногих подлинных политических альтернатив”
Основными международными критериями, определяющими политическую составляющую в уголовном преследовании, считается применение лишения свободы в нарушение одного из основных прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека, в частности, свободы слова, совести и религии, права на получение достоверной информации, а также свободы собраний и общественной деятельности, а так же, если лишение свободы является результатом разбирательства с явными нарушениями процессуальных гарантий, что связано с политическими мотивами властей.
Приговор Владимиру Козлову — очевидный способ расправы режима с политическим оппонентом, уничтожение политической конкуренции. Конфискация личного имущества Козлова, в том числе региональных офисов партии “Алга!”, признание партии организацией экстремистского толка и запрет ее деятельности на территории Казахстана, при параллельной ликвидации независимых средств массовой информации, свидетельствуют о том, что “дело Козлова” носит отчетливый политический характер.
В «Индексе свободы слова» Казахстан опустился на шесть позиций и оказался на 160‑м месте из 179: «Страна достигла переломной точки в 2012 году. Правительство президента Нурсултана Назарбаева, усиливая репрессивную политику, приблизилось к ультраавторитарной модели своих соседей — Узбекистана и Туркменистана», — отмечено в докладе «Репортеров без границ».
«Дело Козлова» легло в основу эскалации подавления гражданских прав и свобод в РК, политического преследования инакомыслия и любых попыток установления в Казахстане правового демократического государства и построения гражданского общества.
Считаем, что международное признание политическим заключенным Владимира Козлова будет выражением широкой поддержки и солидарности для активистов гражданского общества Казахстана, продолжающих борьбу за демократизацию и трансформацию государства. Просим и в дальнейшем тщательно мониторить ситуацию вокруг Владимира Козлова и требовать от властей Казахстана его освобождения и реабилитации.
Представители Гражданского общества Республики Казахстан:
Михаил Сизов, президент Общественного фонда “Арка суйеу”
Георгий Архангельский, объединение юридических лиц “СПОР”
Булат Абилов, сопредседатель ОСДП “Азат”
Газиз Алдамжаров, председатель Коммунистической партии Казахстана
Евгений Жовтис, Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности
Амиржан Косанов, генеральный секретарь ОСДП “Азат”
Андрей Свиридов, Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности
Марианна Гурина, Общественный фонд “Улгатты жануя”
Бахтыла Туменова, президент Общественного фонда “Аман саулык”
Рысбек Сарсенбаев, главный редактор газеты “Жас Алаш”
Мухтар Тайжан, президент фонда имени Болатхана Тайжана
Маржан Аспандиярова, член президиума ОСДП “Азат”
Марат Жанузаков, Общественное объединение “Аксакалы”
Алия Турусбекова, супруга Владимира Козлова
Нурлан Бакирланов, ОСДП “Азат”
* Список подписантов далеко не окончательный. Кампания по сбору подписей продолжается. Любой гражданин может сообщить о своем желании подписать данное обращение, позвонив по телефону: 8(727)279–75–07, или направив электронное сообщение по адресу: [email protected]. Так же можно заявить о своем желании подписать текст обращения в социальной сети “Фейсбук” в группе “Защита политических заключенных Казахстана”. Достаточно сообщить свое имя, фамилию и организацию, которую представляете.