Правозащитник Вадим Курамшин был задержан 23 января в приграничном с Кыргызстаном поселке Кордай Жамбылской области. Ему вменяется вымогательство в особо крупном размере у помощника прокурора Кордайского района М.Удербаева.
Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Вадима Курамшина по признакам преступления, предусмотренного ст.181 ч.4 п. «б», в тот же день вынес старший следователь по особо важным делам Следственного управления ДВД Жамбылской области капитан полиции Л.И.Алиев. Задержали Вадима Курамшина в здании прокуратуры Кордайского района сотрудники УБОП ДВД области, которые, по интересному совпадению, именно в этот день находились в поселке по делам. Правозащитник был водворен в ИВС РОВД. На следующий день, 24 января, ему было официально предъявлено обвинение.
В этот же день в Алматы на съемной квартире, где проживал Вадим Курамшин, был проведен обыск на основании санкции прокурора Жамбылской области Б.Т. Таимбетова, вынесенной 23 января. В документе говорилось, что Вадим Курамшин был задержан с поличным, однако там, где должна была быть указана сумма «улики», стоял прочерк. Следователей интересовали видео- и аудиоматериалы. Был изъят системный блок компьютера, принадлежащего арендодателю.
Вечером, уже после окончания рабочего времени Кордайского районного суда, судья Е.Жаманкулов вынес постановление: санкционировать арест Вадима Курамшина сроком на 2 месяца с содержанием в следственном изоляторе города Тараз. Судебное заседание было проведено без адвоката Вадима Курамшина, который просто не успел доехать из Алматы в Кордай. Экстренной необходимости в проведении судебного заседания по избранию меры пресечения не было, так как с момента задержания прошли всего сутки — то есть 72 часа, которые даются на задержание, еще не истекли.
Таким образом, следователь, прокурор и судья нарушили Конституционное право Вадима Курамшина на защиту, предусмотренное ст.13 Конституции Республики Казахстан. Также был грубо нарушен один из главных принципов уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, предусмотренный ст.26 УПК РК: «Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту». В соответствии с ч. 1 ст.72 УПК РК «защитник приглашается обвиняемым, их законными представителями, а также другими лицами по поручению или с согласия обвиняемого, подозреваемого…»; а в соответствии с ч.2 ст.72 УПК РК «по просьбе обвиняемого участие защитника обеспечивается органом, ведущим уголовный процесс». Но судебный процесс состоялся вопреки протесту Вадима Курамшина, ожидавшего своего адвоката.
Друзья и соратники правозащитника убеждены, что данное уголовное дело является провокацией. Обвинение само по себе абсурдно. Вадим Курамшин заходил в прокуратуру с официальным визитом, зарегистрировался на проходной. Представьте себе всю абсурдность ситуации! Получается, правозащитник, борющийся против пыток и вымогательства в казахстанских тюрьмах, сам вымогает деньги, да еще и «в особо крупном размере», и у кого? У работника прокуратуры. А учитывая, с каким нарушениями его арестовали и кто его задерживал, мы лишь больше убеждаемся в невиновности Вадима Курамшина. Ни для кого не секрет, каким образом в нашей стране стряпают уголовные дела в отношении журналистов, правозащитников и общественных деятелей. Напомним, что еще летом прошлого года Вадима Курамшина незаконно объявило в розыск УБОП ДВД Астаны по подозрению в создании и управлении организованной преступной группировкой, а при этом никакого уголовного дела в его отношении и не было!
Товарищи правозащитника связывают этот арест с общим наступлением на демократические права и с начавшимися репрессиями в стране. Мировая общественность также не сомневается, что уголовное дело в отношении Вадима Курамшина — это попытка изолировать его от общественной деятельности. Депутат Бундестага от Левой партии Андрей Хунко уже провел пресс-конференцию в защиту Вадима Курамшина и других арестованных общественных деятелей. Комитет за Рабочий Интернационал также не отступится от защиты правозащитника.
Источник: www.socialismkz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
More:
Пресс-релиз пресс-конференции прошедшей 27 января в Алматы по делу Вадима…