Мы уже рассказывали, как КНБшники обыскали офисы редакций “Стана” и “Голоса республики”, изъяли документы, технику, личные вещи сотрудников и опечатали помещения. По мнению юристов, действовали силовики абсолютно незаконно. Общественные деятели и политики Казахстана также были в шоке от произошедшего.
Автор: Иван ПРИХОДЬКО
Комментируя цели громкой и молниеносной кампании, генеральный секретарь ОСДП «Азат» Амиржан Косанов сказал, что подобные обыски можно проводить у преступников, террористов и экстремистов, но не в редакциях СМИ, которые всегда были открытыми для общества.
- Такие обыски, — считает он, — могут быть эдакими формами психологического давления на СМИ и журналистов. И, возможно, в ходе спецмероприятий могут быть организованы провокации и подлоги. От наших чересчур ретивых «унтеров пришибеевых» всего можно ожидать!
Политик предложил перенести обыски в конторы и дома чиновников, о коррупционных деяниях которых и пишут преследуемые СМИ. Происходящее он называет одиозными методами, абсолютно неуместными и вредящими имиджу страны.
- Если есть претензии к конкретным публикациям этих СМИ, давайте говорить об этом. Негоже журналистов без суда и следствия называть опасными для общества преступниками! — призывает Амиржан Косанов.
Глава «Фонда развития парламентаризма» Зауреш Батталова констатирует, что однозначно идет зачистка всего информационного поля для того, чтобы полностью перекрыть каналы передачи объективной информации о ситуации в Казахстане. Запугивание журналистов — это желание показать: с теми, кто будет самостоятельно распространять правдивую информацию внутри страны, будут расправляться таким способом.
Резюмируя тенденции прошедшего года, г‑жа Батталова утверждает, что власть перестала реагировать на критику мирового сообщества.
- Несмотря на международное внимание и заявления касательно последних событий в стране — Жанаозен, осуждение нефтяников, осуждение Козлова, осуждение Курамшина, события на «Арканкергене», власть предлагает методично расправляться с неугодными СМИ и в целом показывает, что сейчас внешние проявления для нее стали неактуальными. Это говорит о том, что власти есть чего бояться и что скрывать, — предположила Зауреш Батталова.
Она также обратила внимание на то, что в этом году президент озвучил два послания и «стал постоянно встречаться с президентом России», а также на активное обсуждение ситуации по Евразийскому и Таможенному союзам.
- Это показывает, что какие-то политические решения о преемственности власти и какие-то подготовительные работы уже ведутся. Но видно намерение представить всю эту процедуру, как удобно самой власти. Объективной же информации о происходящем невозможно получить. Есть что скрывать, поэтому власть пытается срежиссировать свой спектакль, — убеждена правозащитница.
Политолог Мухтар Тайжан напоминает, что это продолжение репрессий, которые начались не сегодня. «Это продолжение мер по уничтожения инакомыслия», — считает г‑н Тайжан. В то же время он не верит в слухи о преемнике, имя которого казахстанцы услышат в новогоднем обращении президента, смеется и называет их нереальными.
- Там таких мыслей нет вообще, это не Борис Ельцин, — подчеркнул наш собеседник. — Но сколько продлится то, что происходит сейчас, очень сложно сказать. Я понимаю, что вы ждете каких-то прогнозов, но думаю, что никто не может сказать, чем закончится эта волна действий. Я не вижу никакой логики, здравого смысла. Прогнозы можно делать, основываясь на какой-то логике, а это хаотичные, эклектичные, эмоциональные действия.
Редактор сайта Kazbei.org Казбек Бейсебаев тоже признался, что не совсем понимает логику происходящего. Он предполагал, что ограничатся прокурорским предупреждением. Закрывать СМИ, даже если они пишут неприятное или неправду, — это нехороший знак для любого государства.
- Существуют более действенные инструменты воздействия. Например, можно на страницах официальных газет аргументированно и фактами опровергать. Можно, в конце концов, подать в суд, — предложил варианты г‑н Бейсебаев. — К тому же, насколько я знаю, у вашей газеты небольшая аудитория, тираж в районе 15 тысяч экземпляров. И скажем так, «Республика» в Казахстане погоду не делает. Так же можно сказать в отношении «Стана», который идет через спутниковое телевидение и которым большинство граждан не пользуются.
Следующее препятствие для логики, по мнению редактора, — это обвинения в адрес «Республики» и «Стана» в причастности к жанаозенским событиям.
- Но ваши коллеги с «31 канала» в «Часе Бендицкого» прямо сказали, что за событиями стоят совершенно другие люди, — вспомнил он. — Это уже как минимум повод для дополнительного расследования трагедии Жанаозена. Или их тоже надо привлекать за искажение фактов.
Также, по мнению спикера, все это негативно отражается на имидже самой власти и всей страны, но президента Казбек Бейсебаев «подозревать» в отдаче прямых указаний не спешит.
- Складывается впечатление, что кто-то старательно очищает информационное поле от любого инакомыслия. И хотя у нас власть всегда ассоциируется с президентом и любые действия органов как бы исходят от его поручений, но здесь, как мне кажется, как раз тот случай, когда глава государства ни при чем.
…Кто же тогда проводит кампанию зачистки, почему так быстро и с какой целью? Если, уважаемые читатели, у вас есть версии, приглашаем вас к дискуссии.