-3 C
Астана
20 декабря, 2024
Image default

Председательство на минном поле

Совет Без­опас­но­сти ООН

В янва­ре Казах­стан пред­се­да­тель­ству­ет в Сове­те Без­опас­но­сти ООН. Аста­на назы­ва­ет это оче­ред­ным дости­же­ни­ем «миро­во­го уров­ня». Мест­ные экс­пер­ты счи­та­ют, что «Казах­ста­ну, кото­рый не име­ет кон­крет­ной пози­ции по кон­флик­там в меж­ду­на­род­ных отно­ше­ни­ях, пред­се­да­тель­ство ниче­го не даст». А места­ми это может быть и опасно.

НЕПОСТОЯННЫЙ ЧЛЕН СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ

В янва­ре 2018 года Казах­стан будет пред­се­да­тель­ство­вать в Сове­те Без­опас­но­сти Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций. Как сооб­ща­ет мини­стер­ство ино­стран­ных дел Казах­ста­на, в пер­вый день пред­се­да­тель­ства Казах­ста­на в Сове­те Без­опас­но­сти посто­ян­ный пред­ста­ви­тель Казах­ста­на в ООН Кай­рат Ума­ров озна­ко­мил чле­нов Сове­та с при­о­ри­те­та­ми казах­стан­ско­го пред­се­да­тель­ства, а так­же с про­грам­мой рабо­ты Сове­та на январь.

Аста­на в каче­стве при­о­ри­те­тов Казах­ста­на на посту чле­на Сове­та Без­опас­но­сти ООН назы­ва­ет дости­же­ние мира, сво­бод­но­го от ядер­но­го ору­жия; устра­не­ние угро­зы гло­баль­ной вой­ны и уре­гу­ли­ро­ва­ние локаль­ных кон­флик­тов; про­дви­же­ние инте­ре­сов Цен­траль­ной Азии при укреп­ле­нии реги­о­наль­ной без­опас­но­сти и сотруд­ни­че­ства; про­ти­во­дей­ствие тер­ро­риз­му; вопро­сы мира и без­опас­но­сти в Афри­ке; обес­пе­че­ние нераз­рыв­ной свя­зи меж­ду без­опас­но­стью и устой­чи­вым раз­ви­ти­ем; адап­та­цию Сов­беза и всей систе­мы ООН к угро­зам и вызо­вам XXI века.

На 18 янва­ря наме­че­ны тема­ти­че­ские деба­ты чле­нов Сове­та Без­опас­но­сти ООН высо­ко­го уров­ня на тему «Нерас­про­стра­не­ние ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния: меры дове­рия» под пред­се­да­тель­ством пре­зи­ден­та Казах­ста­на Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва. Вме­сте с тем под пред­се­да­тель­ством мини­стра ино­стран­ных дел Казах­ста­на Кай­ра­та Абд­рах­ма­но­ва состо­ят­ся мини­стер­ские деба­ты Сове­та Без­опас­но­сти ООН на тему «Постро­е­ние реги­о­наль­но­го парт­нер­ства в Афга­ни­стане и Цен­траль­ной Азии в каче­стве моде­ли вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти без­опас­но­сти и раз­ви­тия», к кон­цу меся­ца – еже­квар­таль­ные откры­тые деба­ты Сове­та Без­опас­но­сти ООН на уровне посто­ян­ных пред­ста­ви­те­лей стран – чле­нов ООН на тему «Ситу­а­ция на Ближ­нем Восто­ке, вклю­чая вопрос Палестины».

Вла­сти Казах­ста­на пред­се­да­тель­ство в Сове­те Без­опас­но­сти ООН назы­ва­ют оче­ред­ной побе­дой стра­ны на меж­ду­на­род­ном уровне за 26 лет независимости.

2 мар­та это­го года Казах­стан отме­ча­ет 26-летие при­ня­тия в ООН.

НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ВМЕШИВАТЬСЯ В «ИГРЫ БОЛЬШИХ СТРАН»

Пред­се­да­тель­ство Казах­ста­на в Сове­те Без­опас­но­сти ООН казах­стан­ские экс­пер­ты рас­це­ни­ва­ют по-раз­но­му. По мне­нию поли­то­ло­га Айдо­са Сары­ма, пред­се­да­тель­ство в Сове­те пре­стиж­но, но это ника­кой поль­зы не при­не­сет. Экс­перт этот ман­дат вос­при­ни­ма­ет лишь как воз­мож­ность для рекла­мы само­го Казах­ста­на и счи­та­ет, что его пред­се­да­тель­ство в момент, когда ситу­а­ция в мире обост­ри­лась, может при­ве­сти к тому, что Казах­стан ока­жет­ся в без­вы­ход­ном положении.

– Когда стра­на нахо­дит­ся в наблю­да­тель­ной орга­ни­за­ции, то посто­ян­но воз­ни­ка­ют вопро­сы, тре­бу­ю­щие под­держ­ки опре­де­лен­ной точ­ки зре­ния или под­держ­ки какой-либо сто­ро­ны. Меж­ду тем у Казах­ста­на нет кон­крет­ной пози­ции. В момент холод­ной вой­ны в миро­вой поли­ти­ке по вопро­сам Укра­и­ны, Сирии, Иеру­са­ли­ма и тогда, когда будут раз­го­рать­ся спо­ры, Казах­стан будет вынуж­ден под­дер­жать пози­цию одной из про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон, а для нас это опас­но, – гово­рит он Азаттыку.

Экс­перт счи­та­ет, что во вре­мя пред­се­да­тель­ства Казах­стан дол­жен пока­зать себя в каче­стве стра­ны, кото­рая изба­ви­лась от вли­я­ния Рос­сии, пусть и с недо­стат­ка­ми, но сфор­ми­ро­ва­ла свою гене­раль­ную линию.

Если мы не хотим, что­бы нас вос­при­ни­ма­ли как пост­со­вет­скую стра­ну, то мы долж­ны при­ни­мать реше­ния в соот­вет­ствии с меж­ду­на­род­ны­ми законами. 

– К при­ме­ру, укра­ин­ские зем­ли вошли в состав Рос­сии, и это явно про­ти­во­ре­чит меж­ду­на­род­но­му зако­но­да­тель­ству. Если бы Казах­стан при­нял это во вни­ма­ние, то дол­жен был высту­пить кате­го­ри­че­ски про­тив это­го. Одна­ко во вре­мя голо­со­ва­ния в ООН Казах­стан встал на сто­ро­ну Рос­сии. Если мы не хотим, что­бы нас вос­при­ни­ма­ли как пост­со­вет­скую стра­ну, то мы долж­ны при­ни­мать реше­ния в соот­вет­ствии с меж­ду­на­род­ны­ми зако­на­ми, – гово­рит он.

Поли­то­лог добав­ля­ет, что Казах­стан слаб в вопро­сах при­ня­тия реше­ний по миро­вым вопро­сам. По его сло­вам, ска­зан­ное Казах­ста­ном не будет вес­ким дово­дом для про­ти­во­бор­ству­ю­щих стран: он не смо­жет вме­шать­ся в вопро­сы Ира­на, поми­рить Север­ную Корею и Южную Корею, ска­зать Рос­сии «уйти из Украины».

– Нам осо­бо нече­го доба­вить в миро­вую эко­но­ми­ку или миро­вое раз­де­ле­ние тру­да, что­бы мы име­ли воз­мож­ность вме­ши­вать­ся в игры боль­ших стран. Мы – авто­кра­ти­че­ское сырье­вое госу­дар­ство. К тому же зави­сим от инте­ре­сов Рос­сии и Китая, – гово­рит Сарым.

Если Казах­стан хочет уви­деть какие-то кон­крет­ные резуль­та­ты от пред­се­да­тель­ства, то дол­жен взять­ся за реше­ние реги­о­наль­ных про­блем, резю­ми­ру­ет он.

– У нас есть про­бле­ма Ара­ла и про­бле­ма транс­гра­нич­ных рек. Если мы хотим пра­виль­но исполь­зо­вать воз­мож­но­сти пред­се­да­тель­ства, то долж­ны решить реги­о­наль­ные про­бле­мы и добить­ся под­пи­са­ния таких резо­лю­ций. К при­ме­ру, будет пра­виль­нее при­звать сосе­дей к при­ми­ре­нию по этим вопро­сам, – гово­рит он.

«МОТИВ ВОСХВАЛЕНИЯ»

По мне­нию быв­ше­го лиде­ра закры­той по реше­нию суда Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Казах­ста­на, оппо­зи­ци­он­но­го поли­ти­ка Серик­бол­сы­на Абдиль­ди­на, видеть пре­стиж в пред­се­да­тель­стве Сове­та Без­опас­но­сти – ошиб­ка, пото­му что это долж­ность, кото­рую испол­ня­ют все непо­сто­ян­ные чле­ны Сове­та. Он сомне­ва­ет­ся, что пред­се­да­тель­ство в Сове­те при­не­сет какие-то резуль­та­ты для Казахстана.

– В сво­ем обра­ще­нии в про­шлом году и преж­де Назар­ба­ев одним из при­о­ри­те­тов назы­вал отказ от ядер­но­го ору­жия. При нынеш­ней ситу­а­ции в мире не сто­ит рас­счи­ты­вать на то, что США и Рос­сия при­слу­ша­ют­ся к сло­вам наше­го пре­зи­ден­та. За частым стрем­ле­ни­ем Назар­ба­е­ва вый­ти на меж­ду­на­род­ную аре­ну лежит лишь мотив лич­но­го вос­хва­ле­ния, – гово­рит он.

Быв­ший дипло­мат Каз­бек Бей­се­ба­ев счи­та­ет, что «стрем­ле­ние к ман­да­ту пред­се­да­тель­ства – ошиб­ка во внеш­ней поли­ти­ке Казахстана».

– Мы вошли в орга­ни­за­цию, про­яви­ли стрем­ле­ние к пред­се­да­тель­ству, встре­ти­лись со стра­на­ми, кото­рые будут голо­со­вать. Что теперь будет? Сей­час не мир­ное вре­мя. Суще­ству­ют про­ти­во­ре­чия в инте­ре­сах. Мы не смо­жем при­дер­жи­вать­ся ней­тра­ли­те­та, как это было преж­де. Мы лиши­лись сво­бо­ды выступ­ле­ния при жела­нии и сво­бо­ды мол­ча­ния. Таким обра­зом, мы оста­лись меж двух дра­ко­нов. Нам это нуж­но? Бить себя в грудь – это всё, что даст пред­се­да­тель­ство, – гово­рит он.

По мне­нию Каз­бе­ка Бей­се­ба­е­ва, Казах­стан в первую оче­редь дол­жен добить­ся эко­но­ми­че­ской независимости.

– В послед­ние годы Казах­стан стал силь­нее зави­сеть от Рос­сии, мы до сих пор поку­па­ем у сосе­дей бен­зин. И в эко­но­ми­ке нет ниче­го, чем мож­но было бы гор­дить­ся, – гово­рит он.

Сей­час не мир­ное вре­мя. Суще­ству­ют про­ти­во­ре­чия в инте­ре­сах. Мы не смо­жем при­дер­жи­вать­ся ней­тра­ли­те­та, как это было преж­де. Мы лиши­лись сво­бо­ды выступ­ле­ния при жела­нии и сво­бо­ды молчания. 

Быв­ший дипло­мат гово­рит, что «у Казах­ста­на нет внеш­ней поли­ти­ки и основ­ное вни­ма­ние мы долж­ны уде­лять Цен­траль­ной Азии». К при­ме­ру, он счи­та­ет ненуж­ной мис­сию Казах­ста­на «по ока­за­нию помо­щи стра­нам Афри­ки», вклю­чен­ную в восемь целей пред­се­да­тель­ства в Сове­те Безопасности.

Пред­се­да­тель­ство Казах­ста­на в Сове­те Без­опас­но­сти ООН про­дол­жит­ся до 31 января.

Совет Без­опас­но­сти состо­ит из пяти посто­ян­ных и деся­ти непо­сто­ян­ных чле­нов, кото­рые изби­ра­ют­ся на два года по пять стран еже­год­но. Казах­стан стал непо­сто­ян­ным чле­ном Сове­та Без­опас­но­сти ООН с янва­ря про­шло­го года.

Ори­ги­нал ста­тьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казах­ская редак­ция Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

архивные статьи по теме

Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН: «Чиновники не доверяют своей стране и держат огромные деньги и собственность за рубежом»

Editor

S&P и Fitch ускорили отток капитала из РФ

Раскрыты: Борис, российский олигарх и модель Page 3

Editor