Судя по статье в «Телеграф» от 24 февраля 2012 года, деньги все-таки пахнут. Мы имеем в виду те 8 миллионов фунтов стерлингов, которые Нурсултан Назарбаев платит в год экс-премьер-министру Великобритании Тони Блэру. Пахнут плохо, хотя расходуются не из собственного кармана «лидера нации», а из государственного бюджета РК.
Автор: Маргарита ЛИХАНОВА
Желающие понять, почему так происходит, могут прочитать сам первоисточник, который в Интернете можно найти по адресу. Для не знающих же английского мы сделали перевод.
Мы не знаем, что говорят Нурсултану Назарбаеву его советники и консультанты, в том числе по внешним связям, но вряд ли елбасы в курсе, что в Британии его называют не только великим человеком, вторым Петром Первым или Ататюрком, но и злобным деспотом, а его «суперпрезидентскую республику» — гнусным режимом.
Почему Тони Блэр доверяет казахстанскому диктатору?
Бывший премьер-министр-лейборист предал свою внешнюю политику
Если вы хотите знать, сколько стоит продажа собственного наследия великим человеком, вот эта цифра: 13 миллионов долларов. Именно столько потратил злобный деспот президент Нурсултан Назарбаев на то, чтобы официально называть Тони Блэра своим советником. Человек, с которого началась поствестфальская эра, ярый противник методов Киссинджера, тот кто предотвратил геноцид косовских мусульман и защитил права граждан Сьерра-Леоне, в настоящее время стал консультантом диктаторов, стоящих у руля богатых нефтью стран.
Пресс-служба Тони Блэра заявляет, что за свое сотрудничество он денег не получает. Но нет никаких официальных заявлений о том, что средства не поступают и на счет его фирмы: Tony Blair Associates.
В январе 52 казахстанских активиста призывали Блэра со страниц оппозиционной газеты «Республика» уйти с поста советника. Это заявление последовало за расстрелом сотрудниками правоохранительных органов бастующих нефтяников. Тогда 14 из них погибли. Обращаясь к Блэру, активисты писали: «Руководство Казахстана в мирное время открыло огонь и стреляло в безоружных граждан. Такие кровавые методы используются в нашей стране, где Вы являетесь советником президента Нурсултана Назарбаева».
А слухи, которые стали окружать этот союз, не без иронии отмечали, что Блэра наняли для того, чтобы Назарбаев выиграл борьбу за Нобелевскую премию мира. Говоря о правах человека, Казахстан можно смело назвать постсоветской пустыней. Критика в адрес президента — это уголовное преступление, полиция регулярно подвергает пыткам активистов неправительственных организаций, независимая пресса переживает постоянные издевательства, а в табачной индустрии активно используют детский труд. Смелое издание, выступившее против алчности г‑на Блэра, много раз было мишенью различных угрожающих акций от интернет-блокировок со стороны «Казахтелекома» (самого крупного в стране интернет-провайдера) до открытых судебных дел по обвинению в клевете и даже банальных поджогов. Так, в 2002 году был совершен поджог редакционного офиса, а труп обезглавленной собаки с предельно простой запиской «Следующего раза не будет» был вывешен со стороны улицы на виду у всех.
Что касается выборов (безусловно, это один из вопросов, на которые бывший лидер демократической державы должен обращать особое внимание): в 2011 году президент Назарбаев набрал 95% голосов в результате выборов, правда, они подверглись в мире жесткой критике, в 2005 кандидат от действующей оппозиции Заманбек Нуркадилов был найден мертвым за три недели до голосования. Рядом с его телом была найдена подушка, изрешеченная пулями, которая, вероятно, использовалась для обеспечения тишины и подавления криков Нуркадилова. Но официальный вердикт гласит: Нуркадилов дважды выстрелил себе в грудь, прежде чем совершить выстрел в голову. Только тот, кто поленится подумать над этим утверждением как минимум дважды, сможет назвать его правдоподобным.
Такому гнусному режиму PR-поддержка, которую автоматически обеспечивает своими приездами Блэр, только в радость. Один из официальных представителей Казахстана в интервью газете Telegraph заявил: «Его советы бесценны… Казахстан получит лучшие из возможных рекомендаций относительно вопросов, касающихся политики и экономики… О лучшем консультанте мы не могли и мечтать…»
Причем с Казахстаном работает не только сам Блэр, но и некоторые из его доверенных лиц: Алистер Кэмпбелл (он был замечен сотрудниками FT выходящим из самолета, прилетевшего из Астаны) (Алистер Кэмпбелл — бывший советник Блэра по связям с общественностью), Джонатан Пауэлл — автор книги о Макиавелли, тоже, бесспорно, вовлечен в сотрудничество (Джонатан Пауэлл — бывший глава канцелярии премьер-министра Великобритании — прим. переводчика). Бывший глава оборонной компании сэр Ричард Эванс, который сейчас трудится на посту председателя совета директоров холдинга «Самрук» (группа компании была оценена в шокирующие 50 млрд фунтов стерлингов), в свою очередь привлек к выступлениям оратора лорда Мандельсона.
Конечно, для тех, кто наблюдал за Блэром во время его правительственной работы с подозрением или даже активной неприязнью, следующее утверждение станет своего рода сюрпризом. Но не стоит забывать, что Блэр в действительности четко сформулировал принципы жесткой внешней политики, которые разрушили реальную политику прошлого. Блэр взялся за укрепление последовательных связей во внешней политике задолго до 9/11. Его выступление в Чикаго в 1999 установило определенные стандарты. Он сказал: «Сегодня мы все стали интернационалистами, нравится нам или нет. Мы не можем отказаться от участия в глобальном рыночном процессе, если мы стремимся к процветанию… Если мы хотим жить в безопасности, мы не можем себе позволить закрывать глаза на конфликты и нарушения прав человека в других государствах». И его незабвенное: «Геноцид не может быть просто чьим-то внутренним делом».
Идея, что суверенитет не является препятствием, если речь заходит о циничном нарушении прав человека, была развита Блэром в его поствестфальской речи в 2004 году. Тогда он сказал: «Что касается лично меня, еще до 11 сентября я начал поиск новой философии международных отношений, существенно отличающейся от традиционной, господствовавшей с 1648 года, с момента заключения Вестфальского мира, гласившей, что не следует вмешиваться во внутренние дела государства до тех пор, пока они не начнут угрожать тебе или сохранению договора, равно как и выполнению обязательств внутри альянса. Я понимал, что Ирак не вписывается в подобную философию, так как я увидел, насколько ужасным и несправедливым было отношение со стороны Саддама к жителям страны».
Теперь лидер поствестфальской идеологии взялся консультировать тиранов — что дальше? Блэр официально не подтверждает договоренностей — но тем не менее до сих пор не отказался ни от сумм, вовлеченных в проект, ни от самого предложения о сотрудничестве. А это важно само по себе. В организации Index on Censorship я плотно работаю с диссидентами из постсоветских государств, управляемых тиранами, которые знают, насколько важно показать себя в респектабельном свете.
Забудьте о феериях, подобных умершему Ким Чен Иру. Большинство диктаторов широко известными по каким-то причинам назвать нельзя. Тем временем лоббисты, получающие хорошие зарплаты, стараются сподвигнуть журналистов к созданию рекламных текстов, способных поддержать туристическую отрасль. А такие организации, как Европейское азербайджанское общество, привлекают, к примеру, депутатов Марка Филда и Майка Гейпса к развитию интереса к стране без особого акцентирования внимания на нарушении прав человека. Любые упоминания, даже не имеющие прямого отношения к уважаемым людям, очень символичны для авторитарных режимов, косвенно это помогает им узаконить происходящее в их странах. И то, что Блэр в этом принимает участие, крайне удручающе и должно вызывать всеобщее беспокойство.
У партии лейбористов сейчас тяжелое время перестройки внешнеполитических ориентиров. Наследие Тони Блэра должно было стать якорем, позволяющим партии иметь по-настоящему социально-демократическую и интернациональную направленность. А вместо этого Блэр убеждает своих недоброжелателей в том, что его внешняя политика была завязана исключительно на его СОБСТВЕННЫХ интересах. Один из высокопоставленных членов правительства Тони Блэра сказал мне: «В конце концов Тони был совершенно очарован богатством». И, приняв во внимание отношения с Астаной, понимаешь: с этим утверждением нет смысла спорить.
Мир становится жалким местом. К сожалению, мы так и не стали свидетелями бесконечного марша демократии по свету. У нас на глазах Венгрия становится управляемой демократией, в Белоруссии сажают в тюрьмы и пытают кандидатов в президенты, продолжаются экзекуции и в Иране, Северная Корея стала самым большим в мире ГУЛАГом. А в Сирии сегодня убивают безоружных граждан.
А ведь, выступая в Чикаго, Блэр был совершенно прав. Мы не можем делать вид, что ничего не замечаем, наши интересы в условиях глобализации не только здесь, на британской земле. Партия лейбористов должна отдалиться от Тони Блэра и четко сформулировать видение того, как современное общество должно взаимодействовать с внешним миром. А то, что Блэру с партией больше не по пути, — настоящий позор.
Майк Харрис — руководитель отдела юридической защиты в организации, поддерживающей свободу слова, Index on Censorship, вице-президент Lewisham Council
Газета «Телеграф», 24 февраля
Read More:
Почему Тони Блэр доверяет диктатору?