-10 C
Астана
20 декабря, 2024
Image default

После согласованного митинга: организатору пригрозили «экстремистской» статьей

На согла­со­ван­ный митинг люди при­шли с пла­ка­та­ми, содер­жа­ние кото­рых не понра­ви­лось вла­стям. Уральск, 28 фев­ра­ля 2021 года.

В Ураль­ске (адми­ни­стра­тив­ный центр Запад­но-Казах­стан­ской обла­сти) в вос­кре­се­нье про­шел согла­со­ван­ный митинг. Участ­ни­ки тре­бо­ва­ли поли­ти­че­ских реформ и осво­бож­де­ния полит­за­клю­чен­ных. Вла­сти не понра­ви­лось напи­сан­ное на пла­ка­тах митин­гу­ю­щих, и сотруд­ник аки­ма­та при­гро­зил орга­ни­за­то­рам, по их сло­вам, уго­лов­ной ответ­ствен­но­стью за «экс­тре­мизм».

«ШАЛ, КЕТ!»

Уральск, пол­день, пло­щадь Ман­шук Маме­то­вой. На месте согла­со­ван­но­го митин­га соби­ра­ют­ся люди, мно­гие из них при­шли с пла­ка­та­ми. «Тре­бу­ем осво­бо­дить полит­за­клю­чен­ных», «Нет кор­руп­ции», «Макс Бока­ев – наш пре­зи­дент», «Назар­ба­ев – дик­та­тор» – такие были над­пи­си на посте­рах, чаще сра­зу на двух или трех языках.

Согла­со­ван­ный митин за «поли­ти­че­ские рефор­мы» и «сво­бо­ду поли­ти­че­ским заклю­чен­ным». Уральск, 28 фев­ра­ля 2021 года.

Темой мир­но­го митин­га орга­ни­за­то­ры обо­зна­чи­ли «поли­ти­че­ские рефор­мы» и «сво­бо­ду поли­ти­че­ским заклю­чен­ным». Фото­гра­фии тех, кого в Казах­стане при­зна­ют пре­сле­ду­е­мы­ми по поли­ти­че­ским моти­вам, были раз­ве­ша­ны на сцене.

– У нас один чело­век, семья кото­ро­го узур­пи­ро­ва­ла поли­ти­че­скую власть в этой стране. И ради удер­жа­ния вла­сти, мы видим, как куль­ти­ви­ру­ет­ся одна лич­ность, куль­ти­ви­ру­ет­ся кор­руп­ция, поли­ти­че­ская нетер­пи­мость, нет сво­бо­ды сло­ва, – высту­пил с при­вет­ствен­ной речью орга­ни­за­тор митин­га Лук­пан Ахмедьяров

Согла­со­ван­ный митинг. На сцене – орга­ни­за­тор Лук­пан Ахме­дь­я­ров (спра­ва). Уральск, 28 фев­ра­ля 2021 года.

По регла­мен­ту каж­дый высту­па­ю­щий на сцене мог гово­рить пять минут. Спи­ке­ры тре­бо­ва­ли сме­ны вла­сти и выска­зы­ва­лись о «надо­ев­шем режиме».

Маруа Ескен­ди­ро­ва.

– Я недо­воль­на нур-вла­стью за то, что угне­та­ет народ, уби­ва­ет, сажа­ет. За его невы­пол­нен­ные обе­ща­ния, за то, что он сидит до сих пор у вла­сти 30 лет. Он вце­пил­ся и дер­жит­ся. Всё заду­шил – малый, сред­ний биз­нес, сель­ское хозяй­ство. А весь круп­ный биз­нес, ТВ и газе­ты в руках семьи Назар­ба­е­ва. Я вышла ска­зать: всё, стоп, хва­тит! – выска­за­лась со сце­ны Маруа Ескиндирова.

«Шал, кет!», «шал, кет!» – выкрик­ну­ла она с три­бу­ны, собрав­ши­е­ся нача­ли скан­ди­ро­вать вслед за ней.

При­нять уча­стие в митин­ге при­шла 82-лет­няя Майя Лукья­но­ва. С собой пен­си­о­нер­ка при­нес­ла постер с вырез­кой из газе­ты, где на глав­ной стра­ни­це ее фото во вре­мя задер­жа­ния Лукья­но­вой полицейскими.

Майя Лукья­но­ва.

– Я при­шла, пото­му что не доволь­на вла­стью, пото­му что ни за что ни про что невин­но­го чело­ве­ка хва­та­ют и сажа­ют в тюрь­му – что это такое? Это без­об­ра­зие. И потом, гово­рят, что про Назар­ба­е­ва нель­зя пло­хо гово­рить. Как мож­но не гово­рить про него, когда он ниче­го хоро­ше­го не сде­лал? Он дела­ет всё толь­ко для сво­е­го окру­же­ния, для семьи, а для про­сто­го чело­ве­ка ниче­го не сде­лал, – счи­та­ет Лукьянова.

Майя Лукья­но­ва несколь­ко раз под­вер­га­лась гру­бо­му задер­жа­нию после уча­стия в митин­ге 10 мая 2019 года. Пен­си­о­нер­ку несколь­ко раз достав­ля­ли в поли­цей­ский уча­сток и пре­ду­пре­жда­ли об ответ­ствен­но­сти за уча­стие в акциях.

Эрик Жума­ба­ев.

– У нас в Казах­стане дик­та­ту­ра, нет сво­бо­ды сло­ва, сво­бо­ды прес­сы. Где нет это­го, не может быть демо­кра­тии. Поэто­му я про­шу евро­де­пу­та­тов после при­ня­той 11 фев­ра­ля резо­лю­ции при­нять санк­ции про­тив вер­хов­ных чинов Казах­ста­на, и пре­зи­ден­та Тока­е­ва – в отстав­ку. Долой дик­та­ту­ру, – выска­зал­ся Эрик Жума­ба­ев, участ­ник мно­го­чис­лен­ных акций про­те­ста, орга­ни­за­тор серии мир­ных оди­ноч­ных пикетов.

Пра­во­за­щит­ник Галым Аге­ле­уов спе­ци­аль­но при­е­хал в Уральск, что­бы при­нять уча­стие в раз­ре­шен­ном митин­ге. Высту­пая со сце­ны, он назвал нынеш­нюю власть кор­рум­пи­ро­ван­ной и отме­тил явное нера­вен­ство вла­сти и наро­да в стране.

– Сей­час встал вопрос: либо мы раз­ви­ва­ем­ся как стра­на, либо мы созда­ем граж­дан­скую нацию, либо мы созда­ем сво­бод­ную стра­ну, либо мы будем созда­вать далее кла­но­вую кор­рум­пи­ро­ван­ную власть, кото­рая будет всё вре­мя заты­кать нам рот, – высту­пил правозащитник.

Аге­ле­уов в раз­го­во­ре с Азатты­ком отме­тил важ­ность темы митин­га, а выступ­ле­ния участ­ни­ков назвал дель­ны­ми и цен­ны­ми как пред­ло­же­ния для обсуждения.

Согла­со­ван­ный митинг. Уральск, 28 фев­ра­ля 2021 года.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ «ЗА ЭКСТРЕМИЗМ»

Орга­ни­за­тор митин­га Лук­пан Ахме­дь­я­ров сооб­щил, что у него была дого­во­рен­ность с мест­ной поли­ци­ей о том, что на месте митин­га будут дежу­рить сотруд­ни­ки полиции.

– Мы так дого­во­ри­лись зара­нее, во вре­мя встре­чи в аки­ма­те, на кото­рую меня при­гла­си­ли за несколь­ко дней. Пред­ста­ви­тель поли­ции, кото­рый был на той встре­чи, обе­щал, что сотруд­ни­ки будут дежу­рить на месте и даже уста­но­вят метал­ло­ис­ка­те­ли. Мы были толь­ко за, но потом выяс­ни­лось, что поли­цей­ских на месте не будет, даже вокруг пло­ща­ди их было несколь­ко чело­век, – рас­ска­зал Ахмедьяров.

Согла­со­ван­ный митинг в Ураль­ске. 28 фев­ра­ля 2021 года.

До митин­га сотруд­ни­ки поли­ции при­е­ха­ли на пло­щадь в тот момент, когда шла под­го­тов­ка, рас­ска­зал Ахме­дь­я­ров. Одна­ко к нача­лу митин­га все они «исчез­ли».

– Мы даже пыта­лись поис­кать их в сосед­них дво­рах – ребя­та обо­шли всё, но ока­за­лось, что все испа­ри­лись бук­валь­но. Выяс­ни­лось, что оста­лись все­го пара поли­цей­ских по двум сто­ро­нам от пло­ща­ди и одна маши­на. Еще ребя­та заме­ти­ли, что сто­ял авто­мо­биль с глу­шил­ка­ми свя­зи, на тот момент дей­стви­тель­но наши ребя­та пожа­ло­ва­лись, что не могут вый­ти в пря­мой эфир или отпра­вить видео. Потом эта маши­на уеха­ла, – рас­ска­зал Ахмедьяров.

Пред­ста­ви­тель депар­та­мен­та поли­ции Болат­бек Бель­ги­бе­ков сооб­щил Азатты­ку, что «сотруд­ни­ки там были», но не на самом митин­ге, пото­му что «он санкционированный».

– Там сотруд­ни­ки были, даже кто-то (из участ­ни­ков) вел пря­мой эфир и пока­зы­вал, что сто­я­ли люди в фор­ме. Они там про­сто наблю­да­ли, что­бы не было бес­по­ряд­ков, так как митинг согла­со­ван­ный, непо­сред­ствен­ное уча­стие сотруд­ни­ков не тре­бо­ва­лось, -– сооб­щил Бельгибеков.

Согла­со­ван­ный митинг с тре­бо­ва­ни­ем про­ве­сти поли­ти­че­ские рефор­мы и осво­бо­дить поли­ти­че­ских заклю­чен­ных. Уральск, 28 фев­ра­ля 2021 года.

Всё вре­мя, пока шла акция, на пло­ща­ди нахо­ди­лись несколь­ко сотруд­ни­ков отде­ла внут­рен­ней поли­ти­ки аки­ма­та Ураль­ска. Неко­то­рые из них сни­ма­ли и фото­гра­фи­ро­ва­ли людей с пла­ка­та­ми, высту­па­ю­щих. С заме­ча­ни­я­ми к участ­ни­кам они не обра­ща­лись, но потре­бо­ва­ли от орга­ни­за­то­ров убрать пла­ка­ты и не допус­кать сло­ва, кото­рые содер­жат «экс­тре­мист­ские сло­ва». Так, к при­ме­ру, руко­во­ди­тель ОВП Ербол Куше­ков потре­бо­вал свер­нуть пла­кат одно­го из участ­ни­ков, на кото­ром было напи­са­но «Nazarbayev is a dictator».

– Мы счи­та­ем, что эти сло­ва – не экс­тре­мизм, это прав­да, поэто­му уби­рать пла­кат не будем. Нель­зя запре­тить гово­рить прав­ду, – сооб­щил со сце­ны в ответ на заме­ча­ние Куше­ко­ва Лук­пан Ахмедьяров.

На митин­ге в Ураль­ске про­те­сту­ю­щий дер­жит пла­кат “Назар­ба­ев — дик­та­тор”. 28 фев­ра­ля 2021 года.

Поз­же он рас­ска­зал Азатты­ку, что началь­ник отде­ла внут­рен­ней поли­ти­ки несколь­ко раз во вре­мя митин­га под­хо­дил к орга­ни­за­то­рам с «пре­ду­пре­жде­ни­я­ми об ответственности».

– В ито­ге, по окон­ча­нии митин­га, он подо­шел ко мне и заявил «Лук­пан Сай­ла­у­ович, офи­ци­аль­но вам заяв­ляю, что вы буде­те при­вле­че­ны к ответ­ствен­но­сти за экс­тре­мизм», – сооб­щил Ахме­дь­я­ров.

Полу­чить ком­мен­та­рии непо­сред­ствен­но от Ербо­ла Куше­ко­ва не уда­лось: один раз на вопрос кор­ре­спон­ден­та он мол­ча ушел, а во вто­рой раз корот­ко отве­тил «Без ком­мен­та­ри­ев» и поки­нул место про­ве­де­ния митинга.

На митинг было заяв­ле­но 500 чело­век. При­шли, по раз­ным оцен­кам, от 200 до 300 человек.

Ори­ги­нал ста­тьи: Казах­стан — Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

архивные статьи по теме

Новые солдаты Барака Обамы

Убитого банкира опознали по бирке?

Между Митталом и «Коргау» кошка пробежала