На онлайн-конференции в столичном информационном агентстве BNEWS директор юридического департамента МВД РК Сергей Пономарев постарался убедить аудиторию, что грядущий закон «Об органах внутренних дел» совершенно безобиден и безопасен.
Автор: Камиль АЯНОВ
Выступление представителя МВД порой напоминало пиар-акцию. Как любой добросовестный менеджер по продажам, Пономарев старательно хвалил свой предлагаемый продукт. Говорил о его высоком качестве и крайней необходимости.
- Сегодня практически все сферы нашей общественной жизни осуществляются в русле международных стандартов, — заявил он в самом начале конференции. — Совершенствуется уголовное, административное, уголовно-процессуальное законодательство. Это создало предпосылки и для совершенствования полицейского закона.
Словом, если верить спикеру, все у нас будет стандартно. То есть как обычно.
Формулировки верные, да исполнение пугает
Слушаешь г‑на Пономарева и становится непонятным, как мы вообще без этого закона жили.
- Мы разграничили обязанности и права сотрудников внутренних дел, — с гордостью заявил он. — То есть вводим в рамки его (сотрудника) поведение. Что он обязан делать и что он вправе делать.
Раньше подобного законодательного разграничения не было. Права и обязанности сотрудников прописывались в отдельных подзаконных актах, ведомственных нормативно-правовых документах. И на практике это снижало их значимость, по словам главы юрдепартамента, настолько, что некоторые сотрудники воспринимали эти нормы как «пожелания». То есть нечто приятное, но не обязательное. Сейчас все вышеперечисленное оговорит строгий закон.
- Это, на наш взгляд, будет способствовать в полной мере ответственности сотрудника перед обществом, — отметил Пономарев. — К примеру, защита прав, свобод и интересов человека и гражданина, общества и государства это его обязанность. А еще его обязанностью является в случае задержания разъяснить права подозреваемого. В то же время в правах прописано — имеет право пресекать правонарушения, имеет право задерживать в установленных законом случаях, проверять документы в целях установления личности и т. д. Эти стандарты поведения мы приняли…
Правда, все эти вроде бы понятные и правильные формулировки в исполнении наших полицейских почему-то заранее пугают. Учитывая то, что у нас критика в адрес власти воспринимается практически как экстремизм, нетрудно догадаться, интересы и свободы какого человека и гражданина окажутся под усиленной защитой. Право же пресекать правонарушения и задерживать злоумышленников выглядит как-то размыто. Мол, может пресекать, а может и не пресекать. Если в этом не заинтересован человек и гражданин.
- Мы впервые определяем в законопроекте назначение органов внутренних дел, — с гордостью заявил Пономарев чуть позже. — Это призвание служить народу Казахстана, защищать его права и свободы. В действующей редакции этих норм нет.
Вопрос, кому и чему до этого законопроекта служили наши стражи порядка, остается открытым.
У ментов другие мерки
Еще одно новшество принимаемого закона — его гуманность.
- Впервые мы вводим запрет на пытки для сотрудников (полиции), — подчеркнул юрист. — Запрещается проведение пыток и других противоправных действий. Для этого мы вводим ответственность в законе. Нарушение закона недопустимо. Вот так прямо и прописано. И он (сотрудник полиции) уже будет знать, что нарушение закона недопустимо, а это ведение пыток, и любые исключаются недозволенные методы. Впервые мы в законе прописываем, чтобы каждый знал, что это повлечет ответственность в соответствии с законодательством.
При подобной трактовке так и тянет спросить, будет ли накладываться запрет на пытки задержанных со стороны, например, возмущенной преступлением общественности, понятых или просто мимо проходящих граждан? Или разработчики законопроекта такого невысокого мнения об интеллектуальном потенциале наших стражей порядка, что специально для них уточняют нормы, и без того прописанные в целом ряде конвенций, к которым уже давно присоединился Казахстан? (Как в том анекдоте, «специально для товарищей прапорщиков подчеркиваем, цифра 8 похожа на фигуру женщины».) И если все так плохо, может быть, тогда имеет смысл заранее расширить понятийный аппарат. Дабы потом не выяснилось, что конкретно защемлять подследственному пальцы дверью и именно ставить ему на грудь горячий утюг было законодательно запрещено, а «мужики-то и не знали!».
- В целом принятие этого закона позволит приблизить нас к международным стандартам, — пообещал в очередной раз Пономарев.
Правда, если посмотреть со стороны, приближение Казахстана к этим долгожданным нормам уже давно все сильнее напоминает погоню за радугой.
Стрелять будут без предупреждения
Еще одной весьма обсуждаемой в обществе законодательной нормой стала статья о применении сотрудниками полиции огнестрельного оружия без предупреждения.
- В последнее время было много по этому вопросу реплик и выступлений в СМИ, — отметил глава юридического департамента. — Я хотел бы обозначить рамки этого вопроса и успокоить… Ну, во-первых, эта норма не новая…
Успокоение получилось «ниже среднего». Да, действительно, в существующем законе в 11‑й статье определено, что сотрудники имеют право на хранение, ношение и применение огнестрельного оружия и специальных средств. К чему это приводит, могли наглядно видеть жители Жанаозена. И в действующем варианте закон еще обязывал стражей порядка предупреждать о выстреле. В новом документе предупреждение сделают необязательным.
- Он анализирует ситуацию, характер правонарушения и личность преступника. Предупреждает о намерении. Но есть случаи исключительные. Когда предупредить уже не представляется возможным, а посягательство на жизни физического лица уже становится реальным. Здесь уже сотрудник применяет огнестрельное оружие…
Как наши правоохранительные органы умеют анализировать ситуацию, а заодно объективно квалифицировать угрозу в собственный адрес, опять-таки казахстанцам наглядно продемонстрировали в том же Жанаозене. Впоследствии, помнится, ни адвокаты, ни судья, досконально изучив видеозаписи ЧП, так и не смогли обнаружить угрозу жизни и здоровью оказавшихся на скамье подсудимых стражей порядка.
- Но опять же давайте рассмотрим это в ракурсе уголовного законодательства, — попросил юрист от МВД. — Сегодня у нас право на необходимую оборону имеют в равной степени все граждане…
В свете казахстанских реалий такое заявление выглядело бы смешным, если бы не было таким грустным. Да-да-да, вооруженный до зубов спецсредствами и полномочиями сотрудник правоохранительных органов оказался торжественно приравнен к рядовому гражданину, для которого ношение оружия это уже изначально наказуемое преступление.
- Крайняя необходимость прописана четко, — заявил Пономарев. — Если иными способами посягательства на жизнь не удается предотвратить. Это как раз таки крайний случай применения оружия. Но если сотрудник не оценил как положено ситуацию и вред несоразмерен обстановке и посягательству, это будет превышение крайней необходимости. И за это наступает ответственность.
Видимо, погибшему под пулями стражей порядка гражданину должно стать легче от того, что его убийца понесет за свои действия хоть какое-то наказание. Если понесет, конечно. Вспомним, что наши полицейские с завидной регулярностью оказываются жертвами нападений девушек, детей и подростков, причем в отношении «нападавших» заводятся реальные уголовные дела, а их подтвержденные медицинскими справками попытки оправдаться (и доказать, что потерпевшие здесь, наоборот, они) заведомо обречены на провал.
- Я хотел бы эту норму прояснить, чтобы исключить ажиотаж и напряжение, — подытожил Пономарев свою конференцию. — Того, что сотрудники после принятия законопроекта выйдут на улицу и начнут применять оружие направо и налево, то, я вас умоляю, такого не будет…
Заметим, что «умоляю» из уст юриста в качестве аргумента как-то пугающе выглядит…
НА ЗАМЕТКУ: наиболее дорогостоящим органом в структуре правительства по прямым и непрямым капитальным расходам является Министерство внутренних дел. Таковы результаты рейтинга министерств и ведомств Казахстана по уровню затрат на их содержание, составленного агентством «Рей тинг. kz». За основу рейтинга были взяты размеры прямых капитальных расходов этих госорганов. Самыми дорогостоящими для налогоплательщиков оказались: МВД — 5 437 701 тысяч тенге; Минфин — 1 751 716 тысяч тенге; Минюст ‑1 698 190 тысяч тенге. Дешевле всего бюджету обходится Казкосмос — 6 437 тысяч тенге.
Оригинал статьи: