Поле для деятельности инициативных женщин расширяется – государство наступает на них по всем фронтам: декретные и алименты уже урезали, а пенсионный возраст вот-вот повысят. И вступаться за прекрасную половину человечества, похоже, никто не собирается. Чиновники озабочены сокращением бюджетных расходов, а депутаты – тем, чтобы угодить чиновникам.
Автор: Наталья РОДНАЯ
Напомним, что в конце февраля в законодательство были внесены поправки, ограничившие размер декретных выплат женщинам, чья заработная плата превышает 10 МЗП (минимальных зарплат). Как заявил министр труда и социальной защиты Серик Абденов, прежняя система выплат разорила бы Государственный фонд социального страхования. Женщины не согласились с таким подходом и устроили акции протеста в обеих столицах.
Был ли толк от акций? И если да, то какой? Мы попросили рассказать об этом подробнее активистку движения против сокращения декретных Мадину Аимбетову.
«Это просто глупость»
- Мадина, есть ли на сегодняшний день результаты вашей кампании против сокращения декретных выплат?
- Во-первых, мы расширили круг и выступаем теперь за достойные декретные каждой женщине. Что касается результатов, то по крайней мере мы обратили на себя внимание власти. После первой акции протеста у департамента труда и соцзащиты нам организовали встречу с президентом ГФСС Алмазом Курмановым. Затем моя коллега и активистка кампании Александра Алехова взяла интервью у министра труда и соцзащиты Серика Абденова.
- Министр сам на вас вышел?
- Нет, дело было так. Ей позвонили и попросили приехать в акимат по поводу нашей заявки на митинг. Предложили провести мероприятие не 9 марта, как мы хотели, а 16. И совершенно случайно, как нам сказали, в акимате оказался Абденов.
- Но, кстати, Абденов заявил, что вопрос с ограничением размера декретных решенный и поправки вступили в силу…
- Да. И они придумали еще «лучше» — заставить работодателей выплачивать разницу. Но это породит еще больше проблем. Завтра работодатель просто не возьмет на работу женщину детородного возраста либо будет платить зарплату меньше 10 МЗП.
- Как ты думаешь, это намеренное столкновение лбами женщин или же очередной непродуманный шаг?
- На мой взгляд, это глупость. Курманов сказал нам, что изначально актуарии так и просчитывали, чтобы декретные выплаты не превышали 10 МЗП. Но наши депутаты приняли решение выплачивать без ограничений — потолок был 75 МЗП. И сейчас решили ограничить до 10 МЗП, как ранее и предполагалось. Получается, ошибку допустили депутаты и, исправляя ее, подняли ворох проблем.
- В отношении активисток были репрессии или, наоборот, попытки подкупа?
- Нет, репрессий, угроз не было. Правоохранительные органы на удивление спокойно отнеслись к нашим акциям. Акимат города разрешил нам митинг и даже предложил предоставить нам необходимую аппаратуру. Но знаю, что некоторым нашим активисткам звонили с предложениями решить их вопрос каждой лично. Говорили также, что взломали группу в «Фейсбуке», где пользователи выступали против сокращения декретных.
- Как ты думаешь, почему исполнительная власть решила поддержать вас — интересы совпали или же решили заболтать проблему, мол, пошумят и успокоятся?
- Сложно сказать. Мне кажется, тут все факторы сложились. Во-первых, мы не оппозиция и раньше такими делами не занимались, вот и думают: кто-то выйдет в декрет, другие родят уже, у кого-то работа, в общем, успокоятся со временем. Возможно, что и в акимате есть такие зарплаты, а у кого-то родственницы работают в крупных нацкомпаниях. Ну, и было бы вообще позорище, что на беременных женщин кинут СОБР.
Завтра придут за вами
- Вашу кампанию некоторые в соцсетях называют бунтом норковых шуб. Дескать, с жира беситесь, потому что те, кто получает зарплату в размере от 10 МЗП, могут обойтись и без декретных.
- Начнем с того, что 1240 долларов — это не так и много, особенно для богатейшего Казахстана, где есть не только нефть, но и практически вся таблица Менделеева.
Приведу конкретно свой пример. Я одна воспитываю ребенка, и у меня нет поддержки. Тарифы на комуслуги растут. Цены на продукты питания поднимаются постоянно. Я не покупаю пеленки от «Дольче и Габана», как кто-то пишет. Декретные я получила меньше 700 тысяч тенге, и эти деньги разошлись сразу же.
Я не понимаю тех, кто выступает против нас. Я считала, что человек стремится делать карьеру, получать большую зарплату. Те, кто кричит, что мы зажрались, они не думают, что будут получать больше и завтра эта проблема будет касаться их самих?
- Ну, по словам Абденова, на сегодняшний день эта проблема касается лишь 1,2% женщин. Правда, непонятно, вот эти 1,2% — это число женщин вообще, чья заработная плата от 10 МЗП, или тех, кто находится в детородном возрасте?
- Неизвестно. Ни Курманов, ни Абденов этого не уточняли. Зато они говорят, что обсуждали этот закон. Где, в кабаке?! В нашем движении много журналистов, и никто из нас не знал про то, что эти поправки готовятся.
Абденов заявил: никто же не знал, что так рождаемость повысится. Но со всех высоких трибун кричат: рожайте, рожайте! Тогда так и скажите честно: давайте, как в Китае, — один ребенок и все.
Потом меня убило заявление министра Абденова в интервью Александре Алеховой: в Казахстане 65% женщин не зарабатывают и 200 долларов! Не позорился бы такие цифры озвучивать! Это значит, у нас страна в таком плачевном состоянии находится, что больше половины женщин и 30 тысяч тенге не имеют?!
- У самих зарплата, небось, превышает эти 10 МЗП в разы. Интересно, у Курманова какая зарплата, не интересовались?
- Мы смотрели архив госзакупок ГФСС. Они ни в чем себе не отказывают. На ролик о системе страхования они тратят 125 365 000 тенге. На канцелярские товары уходит много денег. Безумно дорогие чехлы для сидения в машину. Портрет президента за 13 тысяч тенге. Сами задаемся вопросом: зачем им 5 холодильников? Зачем аренда футбольного поля?
- А ГФСС откуда финансируется? Содержится на бюджетные деньги или из отчислений?
- Курманов говорил, что на содержание аппарата берут из других источников. Тут мы подходим к вопросу: почему такие безумные расходы у всех госпредприятий? Почему они каждый год автомобили меняют? Это же из наших налогов. На парламент 10 миллиардов тенге выделяется.
- Кстати, есть женщины, которые сами получают от 10 МЗП, и они рады, что введены такие поправки. Свою позицию они аргументируют так: много раз наблюдали случаи, когда неработающая женщина оформляется к родственникам, за нее платят налоги, она рожает, а государство платит деньги.
- Факты мошенничества никто не исключал. Но если вы не можете справиться с этим, то грош вам цена! Ищите механизмы, чтобы выявлять такие факты. Вы — государство. Проверяйте! Я знаю, что были уголовные дела, значит, как-то можно выявить факт мошенничества. В прошлом году заместитель руководителя алматинского департамента труда и соцзащиты Гульсара Алтынбекова давала мне интервью и привела несколько фактов мошенничества. Занималась этим прокуратура.
Да и вообще, у них то одна причина для сокращения декретных, то другая. Сначала говорили — мошенничество, потом — социальная несправедливость, теперь — дефолт ГФСС. Вы уже определитесь!
- Активистки движения заявляли, что лучше бы повысили декретные для тех, кто получает меньше, чем урезать тем, кто зарабатывает больше. Сколько, по твоему мнению, будет достаточно женщине?
- Это надо собрать группу и просчитать. И не по минимуму. А говоря про дефолт, то изначально нужно было просчитывать. Если Курманов прав, что актуарии изначально говорили, что нельзя выплатам превышать 10 МЗП, и вопрос к депутатам, это что, депутаты у нас без мозгов?
- А если у женщины своя компания, что тогда делать?
- Чтобы получать пособие по уходу за ребенком до года, ей придется передать компанию в доверительное управление. Сама она не имеет права управлять компанией, потому что пособие она может получить только в связи с потерей дохода. Но вот что делать тем, у кого ИП, они не разъяснили. В доверительное управление ИП не передается. Приостанавливать деятельность? Это не выход. Во-первых, в ИП работают другие люди, которые лишатся работы, во-вторых, пока будешь в декрете, многое может измениться, в итоге можешь остаться без бизнеса.
«Мы не остановимся!»
- Активистки провели две акции протеста, собрали несколько тысяч подписей под письмом Назарбаеву. Что планируете делать дальше?
- Однозначно мы не остановимся. Хоть и говорят, что мы не должны распыляться, но лично я, еще и как представитель общественного объединения «Интисар», считаю, что нужно организовывать кампанию по защите прав женщин. На нас наступают по всем фронтам: сокращение декретных, сокращение алиментов, повышение пенсионного возраста.
Конечно, некоторые не согласятся со мной, но те, кто поддержит, пожалуйста! Тем более что пенсия в 63 года касается всех, и алименты могут коснуться каждой женщины, потому что развод может произойти в любой семье. Официальные статистические данные показывают, что количество разводов растет с каждым годом.
Женщины и так в нашем обществе ущемлены. Женщин менее охотно берут на работу, им меньше платят. На одной и той же позиции мужчине всегда платят больше, особенно в крупных компаниях. В объявлениях о работе на позицию исполнителя требуется женщина, на руководящие позиции — мужчины. Посмотрите на представленность женщин во власти.
Взять алименты. С принятием кодекса «О браке и семье» сократился размер выплат задолженности по алиментам. Алименты сейчас на одного ребенка так и составляют 25% от зарплаты мужчины. И, к примеру, если вы захотите взыскать задолженность по алиментам за три года, то ее рассчитывают как 25% не от средней зарплаты, а от минимальной. Средняя же заработная плата в Алматы, по словам Ахметжана Есимова, составляет 133 000 тенге.
Опять же приведу в пример себя. С принятием нового кодекса я получу за три года всего 167 940 тенге: 18 660 тенге — минимальная зарплата, делим на четыре — 25%. Получается 4 665 тенге. Умножаем на 36 (столько месяцев в трех годах). Получается 167 940 тенге за три года. А могла бы получить чуть больше 700 тысяч.
Пенсионный возраст. Во-первых, женщина, работающая в тяжелых условиях, зарабатывающая тяжелым физическим трудом либо интеллектуальным трудом, требующим напряжения, к примеру учитель, не в состоянии работать до 63 лет. Во-вторых, это касается нас в плане ухода за ребенком и его воспитания.
На очередь в детский сад нужно встать с рождения ребенка, а очередь подойдет к тому моменту, когда ребенку уже в школу пора. А захочешь продвинуться по очереди, дай взятку. Частные детские сады — дорого. Примерно так, как обучать ребенка в вузе, даже дороже. Минимальная стоимость составляет 35 тысяч тенге в месяц — это на окраине, а детсад в центре стоит 70—90 тысяч тенге в месяц. Даже этот минимум — 35 тысяч умножаем на 12 месяцев — 450 тысяч тенге в год. Дороже вуза! Няня стоит 50—80 тысяч. У многих выход — бабушка, но бабушка будет не в 58 лет, а в 63 года на пенсию выходить. У нее уже не то здоровье.
- Получается, сейчас ваша работа переходит в политическую плоскость?
- У нас социальные вопросы не разделимы с политическими решениями. Социальные проблемы — это следствие непродуманных политических решений.
- К кому вы еще обращались кроме президента? С кем-нибудь из женщин депутатов пытались решить вопрос? Айгуль Соловьева, Дарига Назарбаева…
- Дариге Назарбаевой писали. Пока реакции нет. Она сама мать, возглавляет комитет культурного и социального развития. Я знаю, что по вопросам алиментов депутаты делали запросы. Правда, не знаю, чем это закончилось.
- Когда начали говорить о повышении пенсионного возраста, возмущались немногие, хотя вопрос касается всех. Когда повысили проезд в общественном транспорте, все опять промолчали. А тут вопрос декретных затронул вроде бы меньшинство, а столько шума. Как думаешь, почему?
- Власть не учла, что женщина, защищающая своего ребенка, способна на многое. Видимо, так и думали, что прокатит. У нас вон, версия самоубийства Заманбека Нуркадилова прокатила. К сожалению, общество инертно. Плюс общество запугано показательными судами, репрессиями, да и генетическая память о сталинском времени, видимо, работает.
Назарбаев говорит, что мы должны увеличивать рождаемость. На деле происходит наоборот — делается все, чтобы женщины не рожали детей. Хотя Казахстан — богатейшая страна. Здесь практически вся таблица Менделеева, не только нефть. Огромная территория. Населения не так много. Давно могли бы обеспечить своих граждан всем необходимым.
Оригинал статьи —