Верховный суд Чехии отказал в освобождении Татьяне Параскевич — коллеге казахстанского оппозиционного политика Мухтара Аблязова. Несмотря на предоставленную ей министерством внутренних дел республики международную защиту.
Еще в конце февраля Министерство внутренних дел Чешской Республики приняло решение о предоставлении Татьяне Параскевич международной защиты (International protection) сроком на один год. Но семья до сих пор ждет ее выхода на свободу. Почему? О коллизиях рассмотрения этого дела в Чехии мы поговорили с адвокатом Мариной Махитковой.
- Марина, Татьяна Параскевич после предоставления ей международной защиты должна была выйти на свободу, но до сих пор не вышла. Почему?
- Мы официально подали заявление об ее освобождении из под ареста, и суд принял положительное решение — выпустить. Но прокурор подала апелляцию на это решение. Верховный суд в конце прошлой недели рассмотрел апелляцию и принял решение отказать Татьяне в выходе на свободу, мотивируя его опасениями, что она может покинуть пределы Чешской республики, так как над ней нависла угроза экстрадиции в Украину. По мнению суда, предоставленная Параскевич международная защита не распространяется на Украину. Только на Россию.
- Но почему от экстрадиции в Россию дали защиту, а от экстрадиции в Украину нет?
- С точки зрения права, вы можете просить международную защиту только от своего государства. То есть, если следовать логике прокурора, Татьяне предоставили международную защиту от России, гражданкой которой она является. Хотя запрос РФ об экстрадиции в отношении моей подзащитной еще даже не рассматривался. Я не понимаю, в чем тут логика. Какой смысл МВД Чехии было предоставлять статус международной защиты по делу, которое еще даже не рассматривалось, в то время как решение об экстрадиции в Украину уже есть?
- Но раз решение уже принято, то Татьяну вообще могут не выпустить на свободу?
- Этого я не стану утверждать. Будем подавать в Конституционный суд, будем добиваться, чтобы поставили точку в деле о невозможности ее экстрадиции в Украину.
- Есть ощущение, что и с чешскими судьями и прокурорами ведется работа представителями Казахстана, как это было в Италии, откуда незаконно выслали семью Мухтара Аблязова, или в Испании, где попытались втайне от общественности отправить в Казахстан экс-руководителя службы безопасности Мухтара Аблязова Александра Павлова. Вам известны факты вмешательства властей Казахстана в дело Параскевич?
- У меня нет на этот счет информации, но в деле много странного. Например, меня смущает позиция прокурора Чеховой. Она так настойчиво добивается того, чтобы Татьяну оставили в тюрьме. Она даже официально писала заявление в суд, чтобы тот взял под стражу Татьяну, чем немало всех удивила. Суд отказал, мотивировав свой отказ тем, что прокуратура просит взять под стражу человека, который уже давно сидит в тюрьме. Подобная настойчивость нелогична и выглядит подозрительной. Но стоит кто-то за действиями прокурора или нет, сказать не могу. Доказательств нет, хотя сам факт очень смущает.
…Мы не раз рассказывали нашим читателям историю Татьяны Параскевич — одной из тех, кто стал объектом преследования со стороны казахстанских властей за то, что тесно работал с главным политическим оппонентом казахстанского президента Мухтаром Аблязовым.
В 2000‑е годы она работала в корпорации «Астана-Холдинг» — на тот момент главного бизнес-проекта Мухтара Аблязова. Но когда Назарбаев посадил его в 2002 году в тюрьму за создание общественного объединения «Демократический выбор Казахстана» и открытое выступление против авторитарного режима, Параскевич была вынуждена эмигрировать в Россию.
После освобождения Аблязова в 2003 году Татьяна Николаевна работала в одной из компаний Аблязова. До того момента, пока он снова не стал изгоем сначала в Казахстане, а потом и в России.
Судя по всему, Акорда хочет сделать Параскевич свидетелем обвинения по делу Аблязова, но понимая, что гражданку России Казахстану могут и не выдать, решили действовать через сговорчивую Украину. Параскевич никогда не жила и не работала в Украине. Более того, в уголовном деле, возбужденном в отношении нее следователем Максимом Мельником, много странного. Уже стала достоянием гласности переписка между этим следователем и казахским «БТА Банком», из которой видно, что дело буквально было «нарисовано» в угоду Акорде. (Читайте об этом подробнее в статье «Татьяна Параскевич выйдет на свободу спустя два года»).
Параскевич была задержана по требованию правоохранительных органов Украины 15 мая 2012 года на территории Чешской Республики, когда приехала отдыхать с семьей на курорт Карловы Вары. Она даже не знала, что против нее в Украине было открыто уголовное дело. 7 июня того же года Генпрокуратура Украины направила Министерству юстиции Чехии запрос на ее экстрадицию. С тех пор прошло уже почти два года — столько времени Татьяна находится за решеткой.
Все это время идет борьба за Татьяну между ее соратниками и правозащитниками и теми силами, которые мечтают заполучить ее если не в Казахстан, то хотя бы в ту страну, где она будет в распоряжении Астаны. Краевой суд города Пльзень дважды отказывал в ее выдаче, но каждый раз отказ в экстрадиции Татьяны, прокурор Чехова обжаловала в вышестоящую инстанцию, что само по себе является довольно редким явлением для экстрадиционных дел. И вот 21 февраля 2013 года Высший суд в Праге санкционировал экстрадицию Татьяны Параскевич в Украину.
Затем началась процедура рассмотрения ее заявления о предоставлении ей политического убежища. В итоге, министерство внутренних дел Чешской Республики приняло решение о предоставлении Татьяне Параскевич международной защиты (International protection) сроком на один год. Это особый правовой статус беженцев, предусмотренный законодательством Республики Чехии. Однако и он пока не позволил Татьяне выйти на свободу. Процессы в Чехии продолжаются.