Сомнительный подарок преподнесло руководство МИД Казахстана своим сотрудникам накануне Нового года. Раздача премий по итогам года осуществлялась по одному единственному критерию – результатам тестирования на знание государственного языка.
Автор: Казбек БЕЙСЕБАЕВ
Те, кто прошел только элементарный и базовый уровни получили по одной месячной премии, показавшие средние знания — по две. За счет образовавшейся экономии лица, продемонстрировавшие уровень знания казахского языка выше среднего, были премированы четырьмя месячными окладами. Рассматривается возможность перечисления на их банковские карточки пятой премии.
В результате коллектив министерства распался на две большие группы: на тех, кто доволен премированием и тех, кто возмущен таким односторонним толкованием своего вклада в общую работу внешнеполитического ведомства. Тех, кто рад полученным премиям, можно поздравить. Сложнее с теми, кто не доволен. Последние в защиту своей правоты ссылаются на пункт 2 статьи 14 Конституции РК, в котором утверждается, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Кроме того, они убеждены в несовершенстве тестовых заданий, которые, по их словам, не отражают реальный уровень знания человеком государственного языка.
Наконец, недовольные премированием дипломаты считают, что такой подход к языковой политике совершенно противоречит взглядам Главы государства, который неоднократно призывал не допускать ущемления граждан по языковому признаку. Последний раз свою точку зрения по этому вопросу Президент Н.А.Назарбаев озвучил 14 декабря 2012 г., выступая с посланием «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Закономерным результатом такого несправедливого премирования обделенные сотрудники МИД считают разжигание социальной розни в отдельно взятом коллективе, поскольку заслуженные доходы одних перераспределяются в пользу других. Ведь речь идет об итогах работы за целый календарный год. Может показаться, что кроме изучения казахского языка МИД ничем более не занимается.
Остроту конфликтной ситуации придает то, что среди не получивших ощутимые премии много опытных дипломатов: послов по особым поручениям, директоров департаментов, начальников управлений, советников, на которых возложена большая нагрузка и особая ответственность. С учетом специфики учреждения пока предполагается, что открытые выступления здесь вряд ли будут возможны. Ожидается, что протестные меры, скорее всего, примут характер «тихого саботажа». В любом случае скрытые действия несогласных лиц в состоянии нанести ущерб внешней политике Казахстана. Между тем, в нашей стране верховенство в проведении внешнеполитического курса принадлежит Главе государства.
Виновником сложившейся ситуации дипломаты считают одного заместителя министра иностранных дел РК. Страсти накалились после того, как 18 декабря 2012 года он провел собеседование в МИД и своим волевым решением по известным только ему критериям повысил некоторым избранным дипломатам уровень знания казахского языка, продемонстрированный ими в ходе сдачи тестов. Предполагается, что тем самым он, воспользовавшись ситуацией, решил укрепить свои позиции в МИД.
Удивительно, что никто из руководства министерства: ни министр, ни ответственный секретарь, никто из заместителей министра не воспрепятствовал инициативе этого заместителя министра. Хотя все негативные последствия данного шага просчитывались заранее. За передачу инициативы своему заму в этом щепетильном вопросе некоторые дипломаты винят самого министра, который мог бы принять самостоятельное решение по премированию по итогам года.
Такой метод работы и сложившаяся атмосфера в МИД приведет к оттоку квалифицированных кадров из этой системы. В МИДе считают, что заместитель министра в угоду своим амбициям попрал курс Президента Н.А.Назарбаева в сфере языковой политики и подставил своего непосредственного руководителя — министра Ерлана Идрисова.
Разумеется, в Казахстане есть проблемы более важные. Но случай в МИДе весьма показателен и свидетельствует о серьезных проблемах в органах государственной власти.
ПРИМЕЧАНИЕ КАЗБЕКА БЕЙСЕБАЕВА: это письмо прислано моими бывшими коллегами по МИД (так подписано). Лично я давно не имею никакого отношения ни к МИДу, ни к его каким-то проблемам.