Свой визит в парламент на «правительственный час» по теме цен и тарифов нынешний глава АРЕМ Мурат Оспанов запомнит надолго. Несмотря на понедельник, многие депутаты уже были на взводе, ведь они только что вернулись из рабочих поездок по регионам, где встречались с народом. Мажилисмены сравнили АРЕМ с «калькулятором», обвинили ведомство в покрывательстве «паразитирующих структур» и попросили председателя агентства не уподобляться образу «кабинетного мальчика».
Автор: Александр УСТИНОВ
Общение с избирателями мажилисменам явно пошло на пользу, а вот Мурату Оспанову, впервые пришедшему на «правительственный час» в качестве председателя отечественного Агентства по регулированию естественных монополий, «теплая» встреча в парламенте наверняка добавила седых волос.
Все хорошо, прекрасная маркиза!
Доклад главы АРЕМ об основных направлениях и приоритетах работы откровениями не отличался. В самом начале своей речи господин Оспанов рассказал депутатам о том, что возглавляемое им ведомство осуществляет регулирование деятельности 1103 субъектов естественных монополий и более 200 доминантов. Потом и вовсе перешел к констатации совершенно банальных истин, известных едва ли не каждому школьнику:
- Стратегическими направлениями тарифной политики являются: повышение инвестиционной привлекательности регулируемых секторов, решение задач энергосбережения и ресурсосбережения, — заявил глава АРЕМ.
Эту мысль господин Оспанов развивал на протяжении примерно четверти часа, при этом порой оправдывая удорожание тех или иных услуг монополистов. Вот, к примеру, поднялись где-то тарифы на тепло — и правильно, ведь у местного поставщика появилась новая инвестиционная программа, которая требует денег. Или выросла стоимость железнодорожных билетов — но и в этом нет ничего плохого, ведь есть решение Республиканской бюджетной комиссии, которое предусматривает ежегодное повышение тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки на 10%. А то, что и цены на внутренние перелеты теперь на 16% выше прежнего, так все дело в том, что керосин подорожал больше чем в два раза.
Доводы о том, что никаких причин для беспокойства нет, председатель АРЕМ подкреплял абсолютно невозмутимым видом и даже какой-то легкой разнузданностью, не подающей ни малейших признаков суеты или какой-то паники. Он тихо, спокойно, размеренно читал свой доклад, внушая благодарным слушателям мысль о том, что спешить вовсе и некуда, ничего страшного не происходит, все в порядке, все по закону. Тем более что в прошлом году агентство и вовсе совершило едва ли не героический поступок, больше чем вдвое сократив разрешенный вклад в инфляцию субъектов естественных монополий.
- Все принятые в 2011 году решения об изменении тарифов обеспечили совокупный вклад в инфляцию на уровне 0,77, при предельном годовом значении 1,58%, — похвастал председатель АРЕМ, добавив, что в прошлом году агентство насобирало полмиллиарда тенге штрафов.
Социальное расслабление
Как выяснилось, председатель Агентства по регулированию естественных монополий умеет не только с невозмутимым видом читать доклады, но и отвечать на вопросы, разворачивая ситуацию в нужную для себя сторону.
- У нас стало печальной традицией, — возмутился было мажилисмен Серикжан Канаев, — в преддверии основных сельхозкампаний, это, во-первых, необъяснимый рост на горючее, во-вторых, создание определенного дефицита на ГСМ.
Господин Оспанов дал понять, что разговоры о дефиците — это вообще не к нему, этим должно заниматься Министерство нефти и газа совместно с Минсельхозом. Что же до в очередной раз взлетевших цен на автомобильное топливо, так здесь и вовсе надо сказать АРЕМ спасибо за то, что предельная стоимость ГСМ поднялась всего на 5,6%, а не больше, как, оказывается, того хотело отечественное Министерство нефти и газа.
- По данным Министерства нефти и газа, цена должна быть гораздо больше, но в связи с тем, что при экспертизе всех составляющих этой формулы некоторые данные подтверждения своего не нашли, поэтому рост составил 5,6 процента, — сообщил председатель АРЕМ.
При этом господин Оспанов добавил еще и то, что сдерживать цены на ГСМ на прежнем уровне было просто невозможно, так как это грозило социальным напряжением.
- Ну если мы будем держать цену, вы сами знаете, к чему это приведет, — заявил депутатам Мурат Оспанов. — Мы уже это проходили, создастся дефицит, опять будет социально напряжение.
Фраза «социально напряжение» на депутатов подействовала как дуст на паразитов. Чтобы таких слов в парламенте больше не звучало, народные избранники от греха подальше тему стоимости ГСМ уже не затрагивали. А господину Оспанову удалось отвести внимание в сторону и не ответить на самый главный вопрос: почему очередное удорожание автомобильного топлива происходит именно во время подготовки к посевной?
Регулятор не регулирует
Не понравилось депутатам и очередное процентное повышение цен на внутренние авиаперелеты.
- Цена билета до Костаная дороже, чем из Костаная до Москвы долететь, — возмущалась Ольга Киколенко.
- Мы приняли при рассмотрении заявки от Air Astana только на изменение цены на авиакеросин, — тут же нашелся с ответом глава АЗК. — Поднялась она с 65 тысяч тенге с прошлого года до 185 тысяч тенге.
При этом господин Оспанов добавил, что в августе прошлого года авиакеросин был выведен из перечня видов ГСМ, цены на которые в силах регулировать его агентство. Так что ничего тут не поделаешь. Впрочем, авиакеросин не единственное, на что АРЕМ повлиять не в силах.
- Какие рычаги имеет само Агентство по регулированию цен на топливо и имеет ли оно их вообще? — спросил главу агентства депутат Егор Каппель.
- Сегодня те перечисленные составляющие, которые составляют у монополистов огромные затраты, агентством не регулируются, — невозмутимо ответил господин Оспанов. — То есть это ни мазут, ни уголь.
Впрочем, депутатам такие однообразные ответы уже были неинтересны. Да и сам гость особого оптимизма не излучал. В какой-то момент его одернул даже вице-спикер мажилиса Сергей Дьяченко, под председательством которого проходило заседание.
- Просьба личная уже: говорите громче и увереннее, — не выдержал зампред нижней палаты парламента.
- Хорошо, — попытался отшутиться глава АРЕМ. — Я вот почти уже в микрофон говорю. Может, там громкость…
- Зал громче слышно, чем вас! — почему-то радостно перебил гостя председательствующий.
Сестрам по серьгам
Вот тут зал и начал активное наступление. Накипело у Мухтара Тиникеева, который все это время тихонько сидел на своем месте и ждал очереди для выступления. И как только очередь подошла и депутат включил микрофон, все вдруг увидели старого доброго мажилисмена Тиникеева. При этом досталось не только Агентству по регулированию естественных монополий, но и Министерству нефти и газа, и Агентству по статистике.
- Хочу обратить внимание коллег на тот факт, что АРЕМ сам не считает ни одного показателя (при расчете цен и тарифов), а только вставляет в формулу данные, которые получены из министерства, — заявил депутат Мухтар Тиникеев. — Таким образом, здесь АРЕМ выступает в роли обычного калькулятора, хорошо, что не статиста. И не несет никто ответственности за обоснованность показателей. Министерство нефти и газа тоже уходит от ответственности, ссылаясь на то, что цены устанавливает АРЕМ. То есть не с кого спросить!
Но это была лишь первая часть фееричного выступления депутата Тиникеева. Обозвав АРЕМ калькулятором, народный избранник переключился на другое ведомство — Агентство по статистике.
- Здесь дали нам информацию «Вклад в инфляцию изменений тарифов на регулируемые услуги»: холодная вода — 15% инфляции дает, горячая вода — 13, канализация — 17, центральное отопление — 14%, электроэнергия — 14, — перечислял депутат Тиникеев. — Из уст самого кабинетного мальчика от статистики: мясо — 23%, говядина — 36%, баранина — 30%. Откуда тогда берется у нас инфляция 6—7%?!
А пока один депутат выплескивал наболевшее, в другом конце зала готовился к бою еще один народный избранник. Начинание коллеги достойно подхватил и продолжил коммунист Владислав Косарев.
- Агентство пока что покрывает бесхозяйственность, расточительство, хищения, а особенно — многие паразитирующие структуры, которые привязались около поставщика тепла, воды, электроэнергии и так далее, и так далее, — возмущался товарищ Косарев. — Эшелон угля приходит в город, его принимает одна организация, сидящая в одном кабинете, переписывает на другую организацию, а другая — на третью, и только четвертая организация продает его котельной. Разве это не дело антимонопольного комитета — проследить такой произвол?!
…После такого глава АРЕМ покидал здание парламента в явно подавленном состоянии. Чего уж тут говорить, если господин Оспанов сбежал даже от журналистов. Когда представители СМИ спросили, принимает ли он критику депутатов, председатель агентства лишь развел руками и после непродолжительной немой сцены, непонятно за что поблагодарив журналистов, повернулся и был таков.
See original article:
От этого АРЕМ ничего не зависит!