9 C
Астана
1 мая, 2024
Image default

Конгрессмены начали охоту на казахских клептократов

Ров­но неде­лю назад, 7 мая, в Кон­грес­се США был под­нят вопрос о казах­стан­ских клеп­то­кра­тах и вве­де­нии санк­ций про­тив них. Точ­нее, был назван один из них – Тимур Кули­ба­ев. Неко­то­рые посчи­та­ли это резуль­та­том каких-то «раз­бо­рок», на самом же деле это явля­ет­ся пред­вест­ни­ком ново­го эта­па в точеч­ных санк­ци­ях, кото­рые будут пред­при­ни­мать Шта­ты по отно­ше­нию к нару­ши­те­лям наших прав и их зако­нов. Фигу­ра же Тиму­ра Аска­ро­ви­ча выбра­на как самая яркая и бога­тая сре­ди фигу­ран­тов санк­ци­он­но­го спис­ка. В этом уве­рен и Аке­жан Каже­гель­дин, корот­ко про­ком­мен­ти­ро­вав­ший это зна­ме­на­тель­ное событие.

Что было?

Итак, 7 мая кон­гресс­мен от шта­та Мис­си­си­пи Томп­сон высту­пил в Пала­те пред­ста­ви­те­лей со срав­ни­тель­но неболь­шой, но доста­точ­но чет­кой речью. Для нача­ла сто­ит пару слов ска­зать о самой этой пер­соне. 73-лет­ний Бен­ни Гор­дон Томп­сон явля­ет­ся поли­ти­ком с чет­ко выра­жен­ны­ми прин­ци­па­ми и демо­кра­том до моз­га костей (сей­час даже явля­ет­ся пред­се­да­те­лем наци­о­наль­но­го съез­да Дем­пар­тии), дол­гое вре­мя воз­глав­ляв­ший Коми­тет по внут­рен­ней без­опас­но­сти Кон­грес­са. Изве­стен сво­и­ми прин­ци­па­ми и скан­даль­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми, напри­мер, с пода­чей в суд на быв­ше­го пре­зи­ден­та. Кста­ти, он кри­ти­ко­вал Трам­па и за то, что он и его адми­ни­стра­ция тор­мо­зи­ли испол­не­ние ряда зако­нов, в том чис­ле и каса­ю­щи­е­ся анти­кор­руп­ци­он­ной деятельности.

Свое выступ­ле­ние, кото­рое на днях появи­лось на сай­те Кон­грес­са, Бен­ни Гор­дон начал с важ­но­сти раз­ви­тия дву­сто­рон­них отно­ше­ний меж­ду Соеди­нен­ны­ми Шта­та­ми и Казах­ста­ном, под­черк­нув, что США были одни­ми из пер­вых, при­знал неза­ви­си­мость нашей стра­ны, а «адми­ни­стра­ция Клин­то­на спо­соб­ство­ва­ла выхо­ду казах­стан­ской неф­ти на миро­вой рынок по экс­порт­но­му тру­бо­про­во­ду КТК». Далее, ска­зав о том, что аме­ри­кан­ские ком­па­нии пер­вы­ми вошли в казах­стан­скую эко­но­ми­ку, он под­черк­нул, что «вско­ре они были оттес­не­ны от наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ных про­ек­тов, таких как китай­ские ком­па­нии, кото­рые неиз­мен­но выиг­ры­ва­ли меж­ду­на­род­ные тен­де­ры на при­ва­ти­зи­ро­ван­ные акти­вы». При этом Томп­сон упо­мя­нул ста­тью Тома Бер­дже­са в Financial Times за декабрь про­шло­го года, в кото­рой гово­рит­ся о том, что «зять быв­ше­го пре­зи­ден­та Казах­ста­на Тимур Кули­ба­ев раз­ра­бо­тал схе­му, в резуль­та­те кото­рой он полу­чил десят­ки мил­ли­о­нов дол­ла­ров по кон­трак­там, свя­зан­ным с мно­го­мил­ли­ард­ным газо­про­во­дом меж­ду Цен­траль­ной Ази­ей и Китаем».

Далее ора­тор напом­нил неко­то­рые подроб­но­сти скан­даль­ной ста­тьи, обра­тив вни­ма­ние на то, что г‑н Кули­ба­ев вхо­дит с Совет дирек­то­ров «Газ­про­ма» и явля­ет­ся зятем быв­ше­го пре­зи­ден­та Казах­ста­на, при этом «име­ет широ­кий спектр дело­вых инте­ре­сов-от бан­ков­ско­го дела до гор­но­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти и недви­жи­мо­сти». «Будучи одним из самых вли­я­тель­ных чинов­ни­ков в стране, он кури­ро­вал госу­дар­ствен­ные ком­па­нии, кото­рые заклю­ча­ли кон­трак­ты на стро­и­тель­ство тру­бо­про­во­дов по все­му Казах­ста­ну», – уточ­нил он. Так­же Томп­сон рас­ска­зал, что Тимур Кули­ба­ев уже не в пер­вый раз попа­да­ет в поле зре­ния Запа­да, напри­мер, в 2007 году выяс­ни­лось, что «он был тай­ным поку­па­те­лем мно­го­мил­ли­он­но­го поме­стья Сан­нин­г­хилл-парк, кото­рое коро­ле­ва пода­ри­ла прин­цу Энд­рю в каче­стве сва­деб­но­го подар­ка», а так­же «был обви­нен в отмы­ва­нии денег в швей­цар­ском деле, кото­рое в конеч­ном ито­ге было прекращено».

После такой «пре­лю­дии» кон­гресс­мен отме­тил, что в насто­я­щее вре­мя Соеди­нен­ные Шта­ты тра­тят око­ло 115 мил­ли­о­нов дол­ла­ров в год на гло­баль­ные анти­кор­руп­ци­он­ные про­грам­мы, но неко­то­рые тех­ни­че­ские про­бле­мы, свя­зан­ные с рефор­мой управ­ле­ния, сво­дят эти уси­лия на нет, чем могут вос­поль­зо­вать­ся авто­ри­тар­ные клеп­то­кра­ты – если не будут пред­при­ня­ты кон­крет­ные меры со сто­ро­ны госу­дар­ства. Мы уже под­ни­ма­ли эту тему, гово­ря о том, как США соби­ра­ет­ся модер­ни­зи­ро­вать анти­кор­руп­ци­он­ную дея­тель­но­сти, поэто­му не будем повто­рять­ся, лишь отме­тим, что Бен­ни Томп­сон в сво­ей речи заме­тил, что «борь­ба с кор­руп­ци­ей явля­ет­ся импе­ра­ти­вом для Соеди­нен­ных Шта­тов», что это явля­ет­ся их дол­гом и «очень прак­тич­ной фор­мой мяг­кой силы, кото­рая спо­соб­ству­ет нашей наци­о­наль­ной без­опас­но­сти». А в кон­це выступ­ле­ния он ска­зал: «Посколь­ку Казах­стан стре­мит­ся стать стра­те­ги­че­ским парт­не­ром Соеди­нен­ных Шта­тов, я при­зы­ваю сво­их кол­лег при­со­еди­нить­ся ко мне и при­звать адми­ни­стра­цию Бай­де­на пере­смот­реть этот слу­чай клеп­то­кра­тии и кор­рум­пи­ро­ван­ных чинов­ни­ков из Казах­ста­на и заве­рить, что он будет вклю­чен в обсуж­де­ние нашим пра­ви­тель­ством этой важ­ной части мира».

Заграница нам поможет?

Мож­но лег­ко пред­по­ло­жить, что выступ­ле­ние Бен­ни Гор­до­на Томп­со­на в Кон­грес­се вызо­вет неод­но­знач­ную реак­цию в нашем обще­стве, кото­рое по при­выч­ке разой­дет­ся во мне­ни­ях, при­чем, ино­гда диа­мет­раль­но. Одни ста­нут гово­рить, что это попыт­ка вме­ша­тель­ства Вашинг­то­на во внут­рен­ние дела Казах­ста­на, дру­гие ста­нут утвер­ждать, что ниче­го из это­го не полу­чит­ся и все закон­чит­ся про­стым сло­во­блу­ди­ем, а тре­тьи пред­по­ло­жат, что за всем этим сто­ит некая транс­на­ци­о­наль­ная кам­па­ния по дис­кре­ди­та­ции Тиму­ра Аскаровича.

Ну, во-пер­вых, как мы уже не раз отме­ча­ли, аме­ри­кан­цы это дела­ют не для нас, а для себя. Они исхо­дят из нару­ше­ния соб­ствен­ных зако­нов, а так­же бази­ру­ют­ся на тех самых «аме­ри­кан­ских цен­но­стях», кото­рые, меж­ду про­чим, явля­ют­ся не про­стым зву­ком. То есть, Казах­стан здесь лишь как при­мер, впро­чем, это отно­сит­ся и к Кули­ба­е­ву. Во-вто­рых, сей­час в том же Кон­грес­се идет рабо­та по санк­ци­он­ным спис­кам не толь­ко в отно­ше­нии наших клеп­то­кра­тов и «нару­ши­те­лей прав чело­ве­ка», но и по дру­гим стра­нам Цен­траль­ной Азии, в част­но­сти по Кыр­гыз­ста­ну (там уже пара оли­гар­хов и «воров в законе» попа­ли под аме­ри­кан­ские санк­ции) и Узбе­ки­ста­ну. Осо­бое место в этом плане, конеч­но же, зани­ма­ет Россия.

Вооб­ще, рабо­та в этом направ­ле­нии идет уже несколь­ко лет. Ее про­во­дит Загран­бю­ро казах­стан­ской оппо­зи­ции, глав­ной целью кото­рой явля­ет­ся воз­вра­ще­ние выве­ден­ных из стра­ны капи­та­лов, что­бы они ста­ли рабо­тать на эко­но­ми­ку Казах­ста­на и во бла­го его наро­да. Но для нача­ла эти акти­вы нуж­но най­ти, а потом замо­ро­зить, и в этом не обой­тись без помо­щи запад­ных поли­ти­ков и юри­стов. При этом созда­ет­ся ощу­ще­ние, что это нуж­но толь­ко Загран­бю­ро и каким-то кон­гресс­ме­нам – обще­ство наше же лишь отме­ча­ет­ся (если отме­ча­ет­ся) «лай­ка­ми» в соцсетях.

Осе­нью про­шло­го года был отме­чен важ­ный шаг в этом направ­ле­нии – было пода­но обра­ще­ние граж­дан­ских акти­ви­стов и оппо­зи­ци­он­ных поли­ти­ков стран Цен­траль­ной Азии, Казах­ста­на и Азер­бай­джа­на в Кон­гресс США с прось­бой «оста­но­вить клеп­то­кра­тов», а в фев­ра­ле 2021-го была выне­се­на памят­ная резо­лю­ция Евро­пар­ла­мен­та. Граж­дан­ско­му обще­ству в Казах­стане предо­ста­ви­лась хоро­шая воз­мож­ность состав­лять свои санк­ци­он­ные спис­ки, но эта рабо­та сей­час прак­ти­че­ски не про­во­дит­ся, за исклю­че­ни­ем счи­тан­ных акти­ви­стов. Дру­гие же, навер­ное, счи­та­ют, что этим долж­ны зани­мать­ся дру­гие, но никак не они.

Неслучайный выбор

Впро­чем, это так, к сло­ву. Вер­нем­ся к выступ­ле­нию гос­по­ди­на Томп­со­на с той точ­ки зре­ния, что­бы понять, что за этим может после­до­вать. Для это­го мы обра­ти­лись к быв­ше­му пре­мьер-мини­стру Казах­ста­на Аке­жа­ну Каже­гель­ди­ну за неболь­ши­ми комментариями.

– Аке­жан Маг­жа­но­вич, есть мне­ние, что реак­ция кон­гресс­ме­нов на обра­ще­ние граж­дан­ских акти­ви­стов и состав­ле­ние санк­ци­он­но­го спис­ка несколь­ко затя­ну­лась. Так ли это?

– Все идет сво­им чере­дом, про­сто пан­де­мия несколь­ко внес­ла и про­дол­жа­ет вно­сить кор­рек­ти­вы в гра­фик испол­не­ния повест­ки дня, но сама она не меня­ет­ся. Зако­ны при­ни­ма­ют­ся, испол­ня­ют­ся, борь­ба с кор­руп­ци­ей раз­ви­ва­ет­ся – все идет сво­им чере­дом. И сей­час на Капи­то­лий­ском хол­ме кон­гресс­ме­ны тре­бу­ют от испол­ни­тель­ной вла­сти чет­ко­го выпол­не­ния этих при­ня­тых зако­нов, и я уве­рен, что они это­го добьются.

– Про­сто пере­жи­ва­ют наши граж­дане, кото­рые сле­дят за процессом…

– Об этом не мы долж­ны пере­жи­вать, а герои потен­ци­аль­ных санк­ци­он­ных спис­ков, так как об их про­шлом сей­час ста­ло извест­но. Жал­ко, конеч­но, что наши зако­но­да­те­ли этим не зани­ма­ют­ся, хотя мы не раз пред­ла­га­ли при­ме­нить амни­стию, начать воз­вра­щать капи­та­лы, но ниче­го это­го не было. Наобо­рот, сей­час они пыта­ют­ся пере­пря­тать, пере­пи­сать свои акти­вы, но это даст ника­ких резуль­та­тов – все архи­вы посте­пен­но рас­кры­ва­ют­ся, все закры­тые ком­па­нии ста­но­вят­ся пуб­лич­ны­ми и доступ­ны­ми и скрыть сле­ды, закрыв одну офф­шор­ную ком­па­нию, затем открыв дру­гу, не получится.

Здесь пока­за­тель­ным может быть раз­ви­тие ситу­а­ции после про­шло­год­них спо­ров в Высо­ком суде меж­ду бри­тан­ским NCA (Наци­о­наль­ным агент­ством по борь­бе с пре­ступ­но­стью, – авт.) и Дари­гой Назар­ба­е­вой. Эта исто­рия, как я гово­рил, будет про­дол­жать­ся и это сей­час про­ис­хо­дит, и мно­гие закры­тые ком­па­нии сей­час откры­ва­ют­ся и все выхо­дит нару­жу. Такая тен­ден­ция про­сле­жи­ва­ет­ся не толь­ко по это­му делу и не толь­ко в Вели­ко­бри­та­нии, но и по все­му миру. А если гово­рить кон­крет­но по нему, то по откры­тым доку­мен­там мы видим, что Назар­ба­е­ва Дари­га Нур­сул­та­нов­на явля­ет­ся биз­нес-парт­не­ром Раха­та Али­е­ва, а не про­сто его быв­шей супру­гой – то есть, они вме­сте вели биз­нес, раз­ви­ва­ли, леле­я­ли, нару­шая зако­ны Казах­ста­на и пра­ва граж­дан, не пла­ти­ли нало­ги в стране.

– Да, будет инте­рес­но про­сле­дить, чем это все закон­чит­ся. А как вы лич­но отнес­лись к выступ­ле­нию гос­по­ди­на Томп­со­на? Как счи­та­е­те, како­ва будет даль­ней­шая реак­ция аме­ри­кан­ских вла­стей – когда могут зара­бо­тать санк­ции в отно­ше­нии Тиму­ра Аскаровича?

– Конеч­но, я могу толь­ко при­вет­ство­вать такие ново­сти, но не толь­ко при­вет­ство­вать, но поста­ра­юсь мак­си­маль­но содей­ство­вать новым рас­сле­до­ва­ни­ям и дове­де­нию это­го дела до логи­че­ско­го кон­ца. Что каса­ет­ся реак­ции вла­стей, то это­го я не знаю. Это очень слож­но пред­ска­зы­вать, и я не могу как-то одно­знач­но это­го ска­зать. Да и никто не может, навер­ное. Но если такая цель постав­ле­на и аме­ри­кан­ские поли­ти­ки об этом сей­час заго­во­ри­ли, то они это­го добьют­ся. Это не тот слу­чай, когда мож­но отку­пить­ся. Есть люди, более вли­я­тель­ные, чем Тимур Кули­ба­ев, есть более вли­я­тель­ные стра­ны. Но нуж­но пони­мать, что это мес­седж не толь­ко ему, но еще и Тока­е­ву, всей нашей вла­сти. А мы, пред­ста­ви­те­ли зару­беж­ной оппо­зи­ции, в свою оче­редь, про­сим зако­но­да­те­лей запад­ных стран при­нять все дей­ствия для замо­роз­ки гряз­ные акти­вы, укра­ден­ные у казах­ско­го наро­да, что­бы потом вер­нуть их в буду­щем демо­кра­ти­че­ски избран­но­му пра­ви­тель­ству. Полу­чит­ся ли это у нас и как это будет полу­чать­ся – жизнь пока­жет, но если выступ­ле­ние гос­по­ди­на Томп­со­на нагляд­но пока­зы­ва­ет, что если пла­но­мер­но доби­вать­ся выпол­не­ния повест­ки дня, то в кон­це кон­цов это­го мож­но добить­ся. Тем более, что у нас сей­час появ­ля­ют­ся спон­со­ры, все боль­ше ста­но­вит­ся тех, у кого про­сто отня­ли биз­нес и они гото­вы откры­то об этом гово­рить. Поэто­му сей­час эта вол­на нарас­та­ет. Но при этом забе­гать впе­ред не стоит.

– Как вы счи­та­е­те, а поче­му была выбра­на фигу­ра Кули­ба­е­ва? Пото­му что это пока­за­тель­ная фигура?

– Я не могу гово­рить за кон­гресс­ме­на, но пред­по­ла­гаю, что пото­му что он наи­бо­лее бога­тый. Самый бога­тый в санк­ци­он­ном спис­ке. Более того, за ним чис­лят­ся серьез­ные дела. Он про­дол­жа­ет полу­чать при­бы­ли и выго­ды от мно­гих неф­тя­ных сде­лок, не явля­ясь вла­дель­цем, а полу­чая их через офф­шор­ные ком­па­нии. Сам ниче­го не дела­ет – помог когда-то этим ком­па­ни­ям полу­чить актив, а сей­час при­сва­и­ва­ет денеж­ный поток. То есть, он неслу­чай­но выбран. Но это не гово­рит о том, что дру­гим мож­но рас­сла­бить­ся – там вско­ре и дру­гие герои будут.

Халил Беке­нов

Источ­ник: https://www.exclusive.kz/

архивные статьи по теме

Вину не признает и готов опровергнуть все обвинения в открытом суде

Editor

Евродепутаты против репрессий в Казахстане

Была бы форма, а мозги приложатся?