Вердикт присяжных заседателей на судебном процессе в Актау, что Орак Сарбопеев не виновен в инкриминировавшихся ему крупных хищениях, удивил многих. Между тем в случившемся нет ничего странного — просто поменялась установка Акорды. Но почему поменялась – вопрос интересный, потому что ответ на него снова приводит нас к… зятю Назарбаева.
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Начнем с того, что первоначально в Астане дали команду посадить бывшего акима Жанаозена — так сказать, для соблюдения политического баланса. Но поскольку основной судебный процесс над 37 жанаозенцами, обвинявшимися в участии в массовых беспорядках 16 декабря 2011 года, был властями проигран вчистую — доказать вину подсудимых не удалось, плюс вырвалась наружу информация о том, что их пытали, плюс не удалось замолчать сам процесс как таковой, — Акорде пришлось, скрипя зубами, вынести более легкий приговор.
В итоге только 13 человек из 37 реально будут отбывать сроки, а 24 по тем или иным основаниям были освобождены из-под стражи в зале суда. Соответственно, отпала необходимость и в более строгом приговоре для Сарбопеева. Отсюда и странное поведение прокурора: сначала он потребовал для него 13 лет лишения свободы, а потом собственноручно «сломал» процесс, обвинив одного из заседателей в общении с адвокатом подсудимого.
Помимо всего прочего, существенную роль в том, что бывший аким Жанаозена остался на свободе, сыграл зять президента РК Тимур Кулибаев. Дело в том, что признание Сарбопеева невиновным позволяет облегчить участь такой заметной фигуры в команде «тимуровцев», как топ-менеджер компании «Разведка Добыча «КазМунайГаз» Владимир Мирошников.
Именно он по каким-то причинам, возможно, в силу своей информированности о бизнес-проектах Тимура Кулибаева, представляет для последнего такую ценность, что он бьется за него в Акорде, не жалея сил. Мало того, что пытается развести сверху, так еще и начал делать то, чего раньше никогда не практиковал: «разводить» со следователями, прокуратурой и судами (не сам, конечно, а через своих представителей). Кроме того, он, как нам стало известно, попросил подключиться к этому делу своего партнера по бизнесу Кенеса Ракишева, зятя акима Астаны Имангали Тасмагамбетова.
Поэтому в Астане с интересом ждут: выведут ли на судебный процесс Владимира Мирошникова и другого экс-акима Жанаозена Жалгаса Бабаханова, какие обвинения предъявит им финансовая полиция и чем закончится это дело — осуждением к реальным срокам лишения свободы, условным наказанием и освобождением подчистую? Принятые решения будут свидетельствовать о том, как высоко стоит «звезда» Тимура Аскаровича на казахстанском политическом небосводе.
Однако сам Кулибаев-младший, судя по его деловой активности, себя в стране чувствует неуютно. Так, нам по секрету сообщили, что он активно продает свои нефтегазовые активы. В частности, блоки Мунанбай (совладельцы Тимур Кулибаев и Айдан Карибжанов), Каменистое (Тимур Кулибаев и казахстанские партнеры) и Кара-Кудук (Тимур Кулибаев и российские инвесторы).
Из этих активов первый требует доразведки, второй выставлен по цене $3,5 за баррель доказанных запасов, что с учетом странового риска заметно выше рынка, и только Кара-Кудук может быть быстро продан, поскольку месторождение хорошее.
Плюс Тимур Аскарович продает компании «ТЭК» и «Евразия». Последняя занимается трейдингом нефти, закупая в среднем 200 тысяч тонн нефти в месяц у китайского «Актобемунайгаза» (это порядка 2,5 млн тонн в год).
Еще нам сообщили, что часть бизнеса Тимура Кулибаева уже перехватил новый глава ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев. Он действует через некоего Местоева, и именно последний «банкует» теперь атырауской нефтью, которой раньше безраздельно и бесконтрольно распоряжались «тимуровцы».
Так что, очень похоже, средний зять президента РК начал ликвидацию части своего бизнеса внутри Казахстана и вывод денег из страны. Вопрос только — почему? Потому что политические конкуренты поджимают или оттого что в стране становится горячо в принципе и пора делать ноги всем без исключения?
Visit site:
От Сарбопеева нитка тянется к… Кулибаеву?!