Начнем с того, что власти никак не могут справиться с забастовщиками в Мангистауской области, хотя использовали против них все имеющиеся в их распоряжении методы. И уголовные дела против неформальных лидеров трудовых коллективов возбудили. И двоих из них за решетку по надуманным обвинениям в разжигании социальной розни посадили. И судебными вердиктами признали забастовки незаконными. И внутренние войска с бронетехникой подтянули. И массовую истерию, сопряженную с откровенной клеветой на бастующих, в прессе организовали. Однако все бесполезно.
Власть зашла в тупик
Забастовка в Мангистау продолжается третий месяц. Причем бастующие мало того что не собираются сдаваться, несмотря на массовые угрозы увольнений с одной стороны и заманчивые предложения работодателей вернуться к работе в обмен на прощение — с другой, так они еще и радикализируются.
Если раньше рабочие категорически отказывались от поддержки демократической оппозиции, прося только помощи в распространении информации, то теперь, похоже, начинают прозревать, осознавая, что голодовка — это слишком слабый метод защиты. А еще к ним приходит понимание того, что раньше отбрасывалось: нынешние власти и их работодатели находятся на одной стороне баррикады, а они — на другой.
В этих условиях у «Ак орды» практически не остается выбора. Пойти на прямые переговоры с бастующими президент Назарбаев и его правительство не могут, хотя бы потому что это будет расценено всеми как слабость. Однако использовать традиционный силовой вариант «Ак орда» тоже не решается, так как о забастовке в Мангистау уже узнало мировое сообщество и теперь за ней пристально наблюдают.
Не в последнюю очередь благодаря певцу Стингу, чей публичный отказ от участия в праздничном концерте по поводу дня рождения Нурсултана Назарбаева стал публичной пощечиной казахстанскому авторитаризму. И активности депутатов Европарламента, предупредивших по неофициальным каналам Астану, что не потерпят силового подавления протестантов.
Встречи европарламентария от Ирландии социалиста Пола Мерфи с рабочими стали соломинкой, которая сломала хребет желанию «Ак орды» задавить забастовщиков силой. Это очень хорошо видно по тому, какие усилия предпринимаются официальными казахстанскими властями, чтобы дискредитировать и самого Мерфи, и то, что он говорил в ходе своего визита журналистам и представителям общественности.
Однако депутаты Европарламента мало того что избираются непосредственно гражданами своих стран, но еще и имеют полное, никем и ничем не ограничиваемое право на собственное мнение. Астана же, пытаясь выиграть этот раунд информационного противостояния, похоже, перегнула палку и теперь помимо своих стойких союзников в Европарламенте, вроде главы комиссии по Казахстану и Центральной Азии итальянца Паоло Бартолоцци, кстати, члена политической партии Сильвио Берлускони, обретет и стойких оппонентов.
Идиотизм ситуации, которую создали общими усилиями авторитарная политическая система, рассчитывающая исключительно на административный ресурс, и недальновидные работодатели, заключается в том, что сегодня в Казахстане не осталось силы, способной выступить в роли медиатора, то есть посредника. Государственные органы, в том числе областной акимат, запачкались тем, что с первого дня выступили на стороне работодателей. Более того, стали непосредственными участниками конфликта, арестовав лидеров забастовщиков по надуманным обвинениям.
Что касается официальных профсоюзов — как местных, так и центральных, они не пользуются авторитетом ни в глазах Астаны, ни в глазах забастовщиков. Поэтому надеяться, что их участие в трудовом споре может
В этих условиях образовался тупик, выход из которого можно найти, только возвращаясь назад. И первый шаг в этом направлении должна сделать власть, освободив лидеров забастовщиков. Тогда у последних появятся представители, которым доверяет большинство трудовых коллективов и которые могут полноценно представлять их интересы.
В то же время участие в переговорах акима Мангистауской области и его заместителя бессмысленно. Потому что от них ничего не зависит. И потому что они дискредитировали себя. Значит, переговорщиком со стороны государства должны выступать или
Проблема заключается в том, что, согласно бюрократической логике, любой человек, который подпишет соглашение с забастовщиками, неизбежно упадет в глазах Нурсултана Назарбаева, а значит, и в неформальном рейтинге о рангах. Поэтому можно быть уверенным, что добровольцев из числа государственных
Что остудило горячие головы?
Ситуация с забастовкой в Мангистау осложняется для «Ак орды» и лично президента Назарбаева еще и тем, что в июле случилось два трагических происшествия, в результате которых в общей сложности погиб 41 казахстанец и около 10 было ранено.
Мы имеем в виду вооруженное противостояние членов исламской секты в Кенкияке в Актюбинской области и попытку прорыва на свободу из колонии в Карагандинской области.
Если попытки организованных массовых побегов из мест лишения свободы в Казахстане уже не новость, попытка вооруженного сопротивления со стороны обычных граждан, вооруженных лишь гладкоствольным охотничьим оружием, спецназу и полиции да еще с многочисленными жертвами — это
Несмотря на все попытки официальной пропаганды убедить казахстанцев, что протестанты были членами организованной преступной группы, промышлявшей хищением нефти из трубопроводов, вырисовывается совершенно иная и критически опасная для Астаны ситуация: когда группа местных жителей, искренне верующих мусульман, подвергается незаконным преследованиям со стороны представителей власти, в данном случае полиции, и восстает против произвола и насилия.
Причем соотношение погибших и раненых далеко не такое, как было раньше при подавлении проявлений народного гнева, — десять убитых протестантов против четырех полицейских и спецназовцев. Не исключено, что это обстоятельство в числе прочих также остудило горячие головы в «Ак орде».
Ведь если бы против многотысячной толпы забастовщиков и их родных в Мангистауской области были брошены внутренние войска с бронетехникой и спецназ, то в итоге пострадали бы минимум несколько сотен человек. А что могут натворить люди, загнанные в безвыходную ситуацию и предпочитающие умереть с оружием руках сегодня, чем быть рабами до конца своей жизни, отлично показали события в Кенкияке.
Пир во время чумы
На этом фоне празднества по поводу снятия таможенных границ между Россией, Беларусью и Казахстаном в Москве стали пиром во время чумы. Довольных от создания Таможенного союза, переходящего в единое экономическое пространство в Казахстане надо еще поискать, тогда как пострадавших — пруд пруди.
От роста цен на моторное топливо, который правительство Карима Масимова пытается остановить усилением административного давления на участников рынка, пострадали все без исключения казахстанцы.
В этих условиях, сколько бы Назарбаев и Масимов ни говорили об успехах своей
Помните из брежневских времен стишок: «Брови черные, густые. Речи длинные, пустые. Нет ни мяса, ни конфет, на хрена нам этот дед?» С небольшой модификацией он вполне подходит и к нашему времени. Так что не стоит удивляться тому, что в Астане настроения отнюдь не отпускные, а весьма тревожные.
Источник: Газета “Голос республики” №27 (203) от 22 июля 2011 года
View the original here:
Обжегшись на молоке, Астана дует на воду