Общеизвестно, что язык дан дипломатам, чтобы скрывать свои мысли, а политикам — лгать в интересах государства. На днях казахстанцы смогли убедиться в этом воочию.
После победы Назарбаева на досрочных президентских выборах 26 апреля 2015 года главы других государств согласно официальному протоколу поздравили елбасы с избранием, но каждый по-своему. В данном случае мы хотим привлечь внимание к телеграмме президента США.
Если верить пресс-службе Акорды, то «Барак Обама поздравил Нурсултана Назарбаева с победой на президентских выборах». Тогда как по версии пресс-службы посольства США в Казахстане «Президент США Барак Обама поздравил Главу Казахстана с началом президентского срока» (цитата по Tengrinews — ред.).
С одной стороны, оба пресс-релиза говорят об одном и том же, с другой — они принципиально отличаются по своему содержанию. Согласитесь, поздравить с началом нового президентского срока, а не с победой на выборах это уловка, позволяющая обойти тему того, была ли эта победа вообще, насколько она честная и тому подобное.
Судя по всему Белый дом в рамках своей реал-политики решил все-таки поддержать казахстанского «лидера нации», хотя вполне мог вообще обойти эти выборы и победу на них Назарбаева молчанием. Однако в полном согласии с техникой той же реал-политики, мягко намекнул, что у елбасы есть слабые места, и США их видят, и при случае могут на них надавить.
Нет никаких сомнений в том, что Акорда этот намек поняла, поскольку при закулисных общениях ее представителям все говорят прямым текстом. Вопрос в ином. Что касается Казахстана, то с ним все понятно — страна стремительно возвращается в тоталитарное прошлое только под иными лозунгами и, прямо скажем, на непрофессиональном, колхозном уровне. А вот с США все гораздо хуже.
Недавно объявленный администрацией Барака Обамы переход страны к политике неформального переубеждения лидеров и глав государств Центральной Азии на практике означает, что Вашингтон возрождает схему «Да, он сукин сын, но он наш сукин сын», которая активно использовалась американскими властями в середине прошлого века, в том числе по отношению к откровенным диктаторам.
Так вот, новый диссонанс между национальными интересами США в том смысле, в котором их понимают последние президентские администрации (и республиканцев или демократов), с постоянно декларируемыми Вашингтоном на словах моральными и правовыми ценностями становится критичным. И он, скорее всего, добьет моральный авторитет этой страны в мире окончательно.
Согласитесь, когда общественности пяти центральноазиатских республик приходится выбирать между Россией Владимира Путиным, которая открыто поддерживает местных автократов, и США Барака Обамы, которая делает то же самое, только скрытно, то неудивительно, что кое-кто выбирает ИГИЛ.