Президент Нурсултан Назарбаев выступил с очередной глобальной программой «Информационный Казахстан – 2030». Сколько их было, наверное, с ходу не вспомнит и самый большой поклонник елбасы. И уж тем более никто не скажет, что выполнено, а что благополучно забыли.
Автор: Сергей РАСОВ
Очередные задачи кочуют из программы в программу под очередными лозунгами и числительными (10 шагов навстречу простым людям, 10 ударов по коррупции , 20 шагов к обществу всеобщего труда, 30 корпоративных лидеров Казахстана и т.д. и т.п.). Поэтому подробно разбирать новую концепцию главы государства не буду. Лишь замечу, что в истории человечества уже были социалисты-утописты Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн, которые предлагали построить общество всеобщего труда и благоденствия и взять от каждого по способностям, а дать каждому по потребностям.
Все они были убеждены, что справедливое общество можно построить без социальных потрясений, путем просвещения и преобразований. Но сейчас речь не об этом. Остановлюсь на тезисах главы государства, которые имеют прямое отношение к нашему брату-журналисту.
«Сфера СМИ должна работать на основе четких стандартов национального Кодекса журналистской этики, а также юридических норм, ограждающих потребителя от искаженной и недостоверной информации», — пишет елбасы и ставит задачу Минкультуры и информации РК в 2012—2013 годах совместно с объединениями журналистов разработать проект Кодекса журналистской этики и План модернизации отечественных СМИ.
Эти предложения президента ставят в тупик. Я бы еще понял, если бы Нурсултан Назарбаев предложил ввести Кодекс государственного служащего, который должен находиться в каждом кабинете в «красном уголке», и по его критериям оценивали бы работу чиновников, — а может, такой есть, да только о нем никто не знает?
Но какое отношение президент имеет к журналистике? Ведь отечественные журналисты, как волки, мечутся между «красными флажками» и обложены со всех сторон жесткими правилами, нормами, законами, которые обязаны выполнять, а иначе суды, многомиллионные иски или тюремный срок. Возникает вопрос: для чего тогда еще Кодекс журналистской этики?
Действительно, в некоторых странах мира подобного рода свод морально-этических норм для журналистов существует. Но, во-первых, это не закон, туда можно и не заглядывать. Во-вторых, в каждой редакции провластных изданий и так существует негласный кодекс поведения журналистов. Грубо говоря, есть «нерукопожатные» личности, с кем издания не дружат, есть указания главредов, о чем можно писать и говорить, а о чем нежелательно.
В‑третьих, некоторые газеты (так называемая «желтая пресса») весь номер заполняют слухами, домыслами, скандалами, обнаженными знаменитостями, фото папарацци, сексуальными пикантными подробностями из жизни звезд и так далее. Напротив, деловые издания нередко подают инсайдерскую информацию о котировках акций или репортажи о закрытых «разборках» в советах директоров компаний.
И какие издания можно назвать более нравственными? Те, которые обрушили рынки, или разрушившие семью принцессы Дианы? Более того, американский сайт Forbes стал первопроходцем в опубликовании статей, автором которых указан Narrative Science (дословный перевод — «рассказывающая наука»). Это робот, который может создавать связный текст без участия человека, и он понятия не имеет ни о каких морально-этических нормах журналистики.
Впрочем, не буду растекаться мыслью по древу и возьму в качестве примеров два частных случая, которые прогремели на весь Казахстан.
Не так давно известный журналист Гульжан Ергалиева, перед тем как запустить свой одноименный сайт, разместила в Сети шокирующий видеоролик «Голая правда». Общество разделилось: кто-то восторгался смелостью Гульжан, а кто-то плевался в ее сторону и считал себя оскорбленным недостойным поведением «дочери казахского народа». Другой случай — статьи журналиста Геннадия Бендицкого о женских трусиках на заставе, которые переросли в толстые намеки о нетрадиционной сексуальной ориентации погибшего егеря. И как быть в этих случаях? Возродить товарищеские суды, вызывать на ковер журналистов и гневно им зачитывать выдержки из Кодекса журналистской этики?
Согласитесь, глупость. На мой взгляд, моральные принципы, если угодно — моральный стержень, они или есть у журналиста, или их нет. Все мы разные: кто-то готов копаться в грязном белье ради сенсации и больших гонораров, а кто-то даже за миллионы не будет марать свое имя в сомнительных репортажах или статьях.
Другая цитата елбасы, что СМИ должны работать на основании «юридических норм, ограждающих потребителя от искаженной и недостоверной информации», тоже заставляет задуматься.
На этот счет есть две точки зрения. Одни издания исходят из того, что информацию можно давать только от официальных лиц со ссылкой на конкретного человека (источник), который готов подтвердить свои слова. Другие полагают, что нужно давать любую информацию, пусть даже анонимную, если она представляет общественный интерес. Мне ближе вторая точка зрения, хотя понимаю, что в этом случае автор и редакция всегда будут ходить по лезвию ножа, легко могут оступиться и быть обвиненными в ангажированности или некомпетентности. Здесь надо уметь найти золотую середину в подаче материала, даже если новости «горячие», уметь схватить суть, отделить зерна от плевел, не загонять журналистику в прокрустово ложе юридических норм и правил — этим делу не поможешь.
Наконец, последний тезис Нурсултана Назарбаева о «Плане модернизации отечественных СМИ». Вот с ним все как раз просто. Весь план модернизации должен уместиться в указе президента Нурсултана Назарбаева о запрещении государственных СМИ. Все газеты, радиостанции, интернет-порталы, телеканалы должны быть отпущены на вольные хлеба, стать независимыми от органов власти без всякой государственной поддержки. После чего сразу станет ясно, кто сможет выжить в условиях рынка, а кто загнется в жесткой борьбе за внимание читателя, слушателя или зрителя.
А вот сотни миллионов долларов от налогоплательщиков страны на «проведение государственной информационной политики» можно истратить куда продуктивнее — например, провести электричество и питьевую воду в отдаленные и забытые властью аулы. Пользы от этого будет куда больше, чем из года в год деньги выбрасывать на формирование позитивного образа молодой столицы…
Read More:
Нужен ли кодекс журналисту?