Рабочие активисты в Казахстане говорят, что новый законопроект о профсоюзах снизит влияние независимых профсоюзов и усилит позицию центральной федерации, настроенной лояльно к властям. Они предостерегают, что эти изменения скорее повысят вероятность конфликтов на производственном фоне, чем снизят ее.
Автор: Сауле МУХАМЕТРАХИМОВА, Алмаз КУМЕНОВ
Предложения, включающие обязательную регистрацию и минимальный порог для членства профсоюзов, были разработаны министерством труда Казахстана и были направлены в другие министерства на утверждение. Правительство планирует передать этот законопроект в парламент позже в течение этого года.
Активисты говорят, что даже более крупные независимые профсоюзы с трудом справляются с процессом регистрации, в то время как малые организации не в состоянии получить признание, необходимое для того, чтобы работать непосредственно с работодателями и государственными властями.
Мурат Машкенов, глава Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана, представляющей в основном интересы профсоюзов транспортной, сервисной и авиационной отраслей, рассказал IWPR, что власти хотят, чтобы вся активность рабочих осуществлялась через Федерацию профсоюзов. И крупные независимые профсоюзы, и мелкие неассоциированные группы не смогут эффективно функционировать, если они не войдут в Федерацию, — говорит он.
По мнению Машкенова, мысль министерства ясна — вступайте в Федерацию профсоюзов, если вы хотите иметь гарантию того, что в переговорах с правительством вы будете иметь право голоса.
“Но есть люди, которые не доверяют Федерации, — добавил он, описывая организацию, имеющую более двух тысяч членов, как преемника профсоюза советской эпохи, лояльно настроенного к правительству.
Машкенов был единственным представителем независимого профсоюза в рабочей группе по законопроекту, и он будет выполнять эту же роль в трехсторонней комиссии, которая будет обсуждать его суть. Комиссия будет создана из представителей министерства, профсоюзов и объединений работодателей.
Лариса Харкова, руководящая Конфедерацией свободных профсоюзов Казахстана, отмечает, что бывший губернатор Карагандинской области Абилгазы Кусаинов в январе был назначен главой Федерации, что, по ее мнению, явно говорит о его лояльности.
«Они проправительственные люди и оппортунисты», — говорит она. «Они согласятся на все».
В заявлении министерства труда говорилось, что назначение Кусаинова соответствовало правилам Федерации. Заместитель председателя Федерации Гульнара Жумагельдиева отрицает обвинения в том, что он поддерживает правительство.
«Мы не находимся под влиянием властей, и мы не защищаем их интересы», — заявила она, утверждая, что хотя Федерация и сотрудничает с правительством, она принимает решения независимо.
В соответствии с законопроектом новые профсоюзы должны будут пройти регистрацию у властей, а существующим организациям придется перерегистрироваться. Если это не будет сделано, они не будут признаны юридическим лицом и не смогут должным образом функционировать.
«Вы не сможете открыть счет в банке. Никто не будет иметь с вами дело — вы не будете существовать в глазах властей, и не сможете принимать участие в переговорах», — говорит Машкенов.
В настоящее время процесс регистрации профсоюза осложняется обременительными бюрократическими процедурами.
Один крупный независимый профсоюз «Жанарту» не был официально признан, несмотря на повторяющуюся подачу документов на регистрацию. Журналист Людмила Экзархова также сказала IWPR, что она в течение прошлого года старалась зарегистрировать независимый профсоюз репортеров.
Еще одним препятствием для независимых профсоюзов является обязательное требование, что профсоюзы могут вести переговоры от имени своих членов только, если они имеют свои филиалы в более чем половине из 14 областей страны, а также в столице Астане и финансовом центре Алматы. Это требование будет сложно выполнить профсоюзам в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях, которые сосредоточены в западной и северно-центральнойобластях страны соответственно.
В письменном заявлении IWPR министерство труда отрицало, что малые профсоюзы должны будут вступать в Федерацию для того, чтобы быть признанными, заявляя, что это не обязательно. В нем также говорилось о том, что законопроект предусматривает положение о создании местных, добровольных профсоюзов рабочих.
Но Машкенов сказал, что хотя вступление в Федерацию может быть необязательным для мелких профсоюзов, на практике у них практически не будет выбора, поскольку они вряд ли смогут выполнить требование по членству, необходимое для их признания в качестве партнеров при переговорах во время промышленных споров.
Харкова обеспокоена требованием к членству, сформулированным в законопроекте, говоря о том, что предлагаемый минимум десяти членов будет дискриминировать сотрудников малых фирм, которые должны иметь право представлять свои интересы.
«Зачем привязываться к цифрам», — спрашивает она.
Машкенов говорит о том, что если законопроект будет принят, то доминировать будет монолитическая Федерация, а не независимые профсоюзы, которые могут помочь правительству понять настоящие реалия, не фильтруя информацию от министерства труда или проправительственных организаций. Это может усложнить разрешение производственных споров, актуальных для Казахстана. Машкенов предупредил, что такие споры могут легко выйти из-подконтроля, приведя к простоям или даже к повторению насилия, которое произошло в декабре 2011 г. в нефтяном городе Жанаозене на западе страны, когда полиция открыла огонь по толпе протестующих с требованиями улучшения зарплат и условий труда, в результате чего погибло 16 человек.
Одна из причин, по которой производственный спор в Жанаозене затянулся на столько месяцев, — говорит он, — заключалась в том, что профсоюз местных нефтяников не был признан, а представители Федерации, которые вели переговоры с нефтяной компанией и местным правительством, не были в состоянии урегулировать вопросы.
«Монополизация профсоюзов — это дорога в никуда», — добавил он.
Источник: Institute for War & Peace Reporting
Оригинал статьи —