Застрявший в транзитном зале аэропорта Шереметьево экс-сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден продолжает выдавать “на-гора” свои разоблачения. В своем интервью немецкому журналу Spiegel он заявил, что спецслужбы Германии активно сотрудничают с американскими коллегами.
Автор: Борис АЛЬТНЕР
Всего лишь несколько дней назад вся Германия кипела и бурлила, узнав о том, как ЦРУ и АНБ шпионят за их дипломатами, а также за представителями дипломатических корпусов других стран. Публицисты изощрялись в сарказме, политики всех партий требовали извинений и разъяснений.
Сегодня почти все они вдруг резко примолкли: журнал Spiegel опубликовал интервью, данное “шереметьевским сидельцем” Эдвардом Сноуденом еще накануне его побега из США — взято оно было с помощью зашифрованных, переданных через посредников электронных писем. В нем Сноуден, в частности, на вопрос о том, участвуют ли немецкие учреждения или политики в программе наблюдения АНБ, ответил: “Да, конечно. АНБ тесно сотрудничает с немцами так же, как с большинством других стран Запада”.
Рука руку моет?
По словам Сноудена, сотрудничество это организовано так, что официальные органы других стран “могут защитить свой руководящий персонал он провалов”. “Если кто-то, кого мы хотим прихватить, использует один из их аэропортов, например — мы предупреждаем коллег и они его просто тихо берут для нас”, — поделился откровениями бывший системный администратор.
“Нас никто никогда не спрашивает, откуда у нас информация, мы тоже никого не спрашиваем”. Таким образом, по его словам, политикам не приходится брать на себя ответственность, если вдруг получается так, что взяли невинного человека или влезли в частную жизнь какого-нибудь постороннего бедолаги.
Сноуден утверждает, что на сегодняшний день подобное сотрудничество между АНБ и немецкой разведкой BND — интенсивнее, чем когда-либо и уж, в любом случае, интенсивнее, чем было до сих пор известно. Американцы, в частности, снабжают немцев программным обеспечением для подслушивания иностранных телефонных линий и считывания потоков информации за рубежом.
Подобными же программами “разжились”, по его словам, в минувшие месяцы французы, однако немцы в деле подслушивания и подглядывания “впереди планеты всей”. Ну, если не считать самих американцев.
Шеф BND Герхард Шиндлер, по сообщениям прессы, подтвердил перед парламентской комиссией по контролю за спецслужбами, что его организация тесно сотрудничает с АНБ. Согласно информации “Шпигеля”, немецкая разведка “оседлала” пять цифровых узлов, откуда перекачиваемая информация отправляется в Пуллах для анализа (для тех, кто не в курсе: Пуллах — это небольшой городок неподалеку от Мюнхена, где расположена штаб-квартира BND).
В данный момент неизвестно, где именно АНБ “присосалась” к информационному потоку, идущему через Германию. По данным Федерального ведомства защиты Конституции (так называется немецкая контрразведка), нет никаких указаний на то, что немецкие сервера “просматриваются” из Америки, так что, по крайней мере, официально обвинения Сноудена в данный момент не подтверждаются Но и не опровергаются.
“Изумлен, что кое-кто изумлен”
Удивительным образом, узнав о новых разоблачениях Сноудена, немецкие политики на этот раз, для разнообразия, не спешат возмущаться. Разве что бывший член Конституционного суда ФРГ, ставший после выхода в отставку депутатом Бундестага от партии “левых”, Вольфганг Нескович, заявил в беседе с журналистами газеты Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung: “При столь тесном сотрудничестве между спецслужбами просто не может быть, чтобы в Германии никто ничего об этом не знал. Американцы попросту всегда делали, что хотели, потому что могли это делать. У нас, на нашей территории, над ними нет ни малейшего контроля”.
Что касается остальных политиков, как членов правящей коалиции, так и оппозиционеров, то они восприняли обвинения весьма спокойно. К примеру депутат Бундестага от СДПГ Фриц Рудольф Корпер, являющийся членом парламенского контрольного комитета, заявил, что он “изумлен, что кое-кто изумлен”. По его информации, американские спецслужбы обслуживают исключительно американские сервера и “ни в коем случае не затрагивают национальной целостности Германии”. “Если нам нужна защищенная коммуникация — нам следует выстраивать собственную, устойчивую структуру” — подчеркнул он.
В свою очередь, министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле, бывший в свое время министром внутренних дел страны, призывает к спокойствию. Опираясь на свой опыт руководства МВД, он знает, что “мы до сих пор могли предотвращать теракты в Германии еще и потому, что постоянно получаем информацию от американцев” — заявил он в интервью газете Tagesspiegel am Sonntag. По его мнению, без знаний и поддержки со стороны АНБ это было бы невозможно. “Для нашей безопасности есть гораздо более серьезные угрозы, чем американские спецслужбы” — полагает Шойбле.
Следует также заметить, что, в отличие от разоблачений, касающихся пресловутой программы PRISM, в данном случае Эдвард Сноуден не стал отягощать общественность подробностями шпионской истории “по-немецки”, так что особого скандала ему вызвать не удалось. Ясно одно: после подобных эскапад речи о предоставлении ему в Германии политубежища быть не может.
Побег под венец
Впрочем, с политубежищем у американского диссидента дела, похоже, стали налаживаться — по крайней мере, внешне так все выглядит.
Сразу три южноамериканские страны заявили о том, что готовы его приютить: оскорбленная европейским пренебрежением к своему президенту Боливия (напомним, что самолету Эво Моралеса, летевшему из Москвы, запретили входить в воздушное пространство Франции и Португалии, испанские власти потребовали от пилотов приземлиться для обыска на борту, а австрийцы этот обыск в конце концов произвели — искали беднягу Сноудена), а также солидарные Венесуэла и Никарагуа.
“Транзитный пассажир”, вот уже две недели прозябающий в Шереметьево и, по слухам, подкармливаемый сердобольными русскими стюардессами, мог бы этому порадоваться, если бы не одно маленькое “но”: все три страны готовы его принять, но… как только он попадет на их территорию. А сделать это без паспорта, аннулированного властями США, ну никак невозможно. Не получается даже выйти из транзитного зала, чтобы добраться до одного из нужных ему посольств.
И все-таки сам факт подобного признания, наверное, в состоянии поддержать слабеющего американца. Ведь формулировки, которыми пользуются поэтичные латиноамериканцы — такие красивые!
В частности, в официальном заявлении президента Венесуэлы Николаса Мадуро говорится: “Мы готовы предоставить молодому американцу Эдварду Сноудену убежище по гуманитарным причинам, чтобы он мог жить без страха, не преследуемый империей”. Его никарагуанский коллега Даниэль Ортега был менее эмоционален, однако также подтвердил, что готов спрятать у себя Сноудена, если тот ухитрится добраться до Никарагуа.
Тем не менее, как заметил в одном из интервью по этому поводу Джеймс Бамфорд, один из наиболее известных в мире экспертов по деятельности американских спецслужб, “до сих пор ни один из трех президентов не предложил Сноудену забрать его из Москвы, ни один миллионер или миллиардер не предоставил ему свой самолет, чтобы добраться до Южной Америки”. По мнению журналиста, все это — не более чем красивые жесты, а на самом деле той же Боливии совсем не улыбается лишиться ради Сноудена торговых преференций с США. “И потом — даже если найдется такой самолет, — спрашивает Бамфорд, — сможет ли он найти страну, не сотрудничающую с Америкой, чтоб приземлиться там для дозаправки?”.
Тем временем, для Эдварда Сноудена, похоже, открылась еще одна возможность для спасения — не предусматривающая необходимость добираться до Южной Америки хоть вплавь без самолета, но также в известном смысле ограничивающая его личную свободу. Анна Чэпмэн, красавица-шпионка, обмененная Россией после своего провала в США в 2010 году, прислала ему через Twitter краткое сообщение: “Snowden, will You merry me?” (“Сноуден, хочешь на мне жениться?”). Вслед за этим предложением последовало столь же краткое обращение к АНБ: “За нашими детьми вы тоже будете следить?”.
Конечно, подобное предложение можно счесть шуточным, однако в том случае, если Эдвард Сноуден и в самом деле скажет “да”, то, как иностранец, женатый на российский гражданке, он в самом деле получит вид на жительство в России. В его ситуации — совсем неплохое приданое за невестой…
Впрочем, и в данном варианте не обошлось без проблем: в транзитном зале аэропорта Шереметьево, где по-прежнему торчит американский беглец, нет ЗАГСа. И без паспорта он не в состоянии оттуда выйти.
Хотя, пожалуй, добраться до ЗАГСа было бы все-таки легче, чем до Боливии. В конце концов, сотрудники этой конторы порой исполняют свои обязанности не только в собственных стенах, но и “на выезде”. Было бы желание устроить свадьбу — как у них, так и у Сноудена, у которого в США, между прочим, осталась девушка…