К великому сожалению Акорды, в противостоянии между растущим против тенге долларом и главой Нацбанка РК проигрывает Григорий Марченко. В четверг по итогам торгов на Казахстанской фондовой бирже (KASE) один «бакс» стоил 153,63 тенге, а в пятницу – уже 153,75 тенге. И это еще не финал.
В связи с этим мы рекомендуем Григорию Александровичу изменить риторику и вместо уже набивших оскомину заявлений об отсутствии фундаментальных причин для девальвации национальной валюты сделать упор на то, что Нацбанк — это независимая структура. В том смысле, что от него ничего не зависит. Ведь если курс тенге зависит не от Нацбанка и даже не от елбасы, а, скажем, от состояния российской экономики и рубля, то с Марченко взятки гладки.
Но поскольку мы не уверены, что председатель Нацбанка последует нашему доброму совету, предлагаем ему и нашим читателям взглянуть на состояние казахстанской экономики, сняв розовые очки.
Бочка дегтя от Мусина
Для начала изучим заключение Счетного комитета РК об исполнении республиканского бюджета за 2012 год. Этот документ как приложение к соответствующему отчету правительства РК на прошлой неделе был опубликован для всеобщего сведения и теперь доступен в интернете. Поскольку он достаточно объемен, то его подробный анализ потребует куда больше времени и места, чем мы располагаем, так что ограничимся отдельными наблюдениями.
Относительно результатов и эффективности действий казахстанского правительства сделаны следующие выводы (цитируем): «Неоднократное уточнение прогнозных макроэкономических показателей повлияло на качество планирования параметров республиканского бюджета 2012 года».
Из дальнейшего текста следует, что именно повлияло негативно:
«Однако с момента реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010—2014 годы… доля обрабатывающей промышленности в структуре валового внутреннего продукта… не претерпела каких-либо существенных изменений».
«Рост ВВП остался зависимым от увеличения валютно-сырьевой ренты, обеспечиваемой добычей и экспортом нефти, газа и прочего сырья, а также от производства услуг. Преобладание в объеме ВВП сырьевой составляющей подтверждается значительной долей сырьевых доходов в поступлениях консолидированного бюджета, которая в 2012 году составила 52,8%».
«Внешнеторговый оборот страны по сравнению с 2011 годом увеличился на 7,6%. Это было достигнуто во многом за счет опережающего роста импорта, который по сравнению с 2011 годом вырос на 6,5 млрд. тенге (14,6%), тогда как экспорт — лишь на 4,2 млрд. тенге (4,4%)».
«Объем валового внешнего долга (далее — ВВД) в 2012 году составил 137 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 11.8 млрд. долларов США, или на 9,4%. Доля ВВД к ВВП в 2011 году составляла 66,6%, а по итогам 2012 года ‑68,3%».
«Объем государственного долга в 2012 году по сравнению с 2011 годом вырос на 448,7 млрд. тенге, или на 13,3%».
Нет, конечно, в отчете Счетного комитета РК отмечены и достижения, но они, как светлые пятна на общем непраздничном фоне.
Минфин давно банкрот?
Следующий раздел документа посвящен исполнению республиканского бюджета. Опять цитаты, без которых нам не обойтись:
«Изменения в Закон (о республиканском бюджете — прим. редакции) вносились три раза, в постановление Правительства от 1 декабря 2011 года № 1428 «О реализации Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2012 — 2014 годы» … — 15 раз. При этом уточненные параметры бюджета на 2012 год значительно отличаются от первоначальных на 2012—2014 годы».
«В результате Закон «О республиканском бюджете на 2012 ‑2014 годы» не становится законом прямого действия, что приводит к неоднократному пересмотру параметров бюджета в отчетном финансовом году, недостаточно обоснованному распределению средств бюджета в разрезе регионов. Это ведет к неосвоению бюджетных средств, их возврату в республиканский бюджет, необоснованному и неэффективному использованию целевых трансфертов, выделенных на реализацию государственных, отраслевых программ и инвестиционных проектов в регионах».
«В 2012 году поступления в республиканский бюджет составили 6 068,1 млрд тенге и по сравнению с 2011 годом увеличились на 736,9 млрд тенге», при этом «при плане по доходам республиканского бюджета на 2012 год в сумме 4 729,9 млрд тенге фактически поступило 4 763,4 млрд тенге, или 100,7%.»
В общей сумме доходов налоговые поступления составили 2 975,6 млрд тенге, или 62,4%, неналоговые поступления — 249,9 млрд тенге, или 5,2%, поступления доходов от продажи основного капитала ‑17,3 млрд тенге, или 0.4%, поступления трансфертов — 1 520,7 млрд тенге, или 31,9%».
И вот момент истины, объясняющий, почему Министерство финансов РК и его глава Болат Жамишев озаботился повышением налогов на легковые автомобили с двигателями рабочим объемом от 3000 до 4000 кубических сантиметров, увеличением налогообложения владельцев и арендаторов сельскохозяйственных угодий и прочими столь же не популярными в стране мерами пополнения госбюджета.
Цитируем: «По сравнению с 2011 годом поступления от крупных налогоплательщиков снизились на 336,7 млрд тенге, или на 21,4%». После чего Счетный комитет добивает Минфин РК: «несмотря на рост налоговой базы, план по поступлениям КПН не исполняется в течение 5 лет: за 2012 год неисполнение составило 40 млрд тенге, или на 3,7% (из четырех видов КПН не исполнены планы по трем); за 2011 год — 99,0%, 2010 год — 98,7%, 2009 год — 97,6%, 2008 год ‑97,5%».
Ну а дальше следует привет от Аслана Мусина Рашиду Тусупбекову, который на последней коллегии АБЭКП поставил в заслугу своему ведомству снижение сумм возврата НДС.
Первая цитата: «В 2012 году из бюджета возвращено превышение налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в размере 451,0 млрд тенге, что на 144,7 млрд тенге больше возвратов за предыдущий год. По упрощенному порядку (без проведения налоговой проверки) возвращено превышение НДС 37 налогоплательщикам, находящимся на мониторинге, за период с 2009 года сумма возвратов возросла с 59,0 до 196,9 млрд тенге».
Цитата вторая — зубодробительная: «По состоянию на 1 января 2013 года превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога составило 1 113,4 млрд тенге, или 37,4% от налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2012 год».
Для тех, кто не понял, — государство по состоянию на начало текущего бюджетного года имело долг перед налогоплательщиками по возврату им переплаченного НДС на сумму порядка $7,3 миллиарда, что равняется двум пятым всех налоговых поступлений в республиканский бюджет за прошлый год!
Теперь понятно, почему сумма возврата НДС в первом полугодии 2013 года упала вдвое против уровня прошлого года — возвращать-то нечего! Так что тушите свет, господа — товарищи, похоже, Болат Жамишев банкрот, но хорошо маскируется.
И в завершение еще парочка цитат, свидетельствующих о том, что казахстанская экономика все больше превращается в сервисную (правда, непонятно, кого мы все больше обслуживаем — неужели обителей Акорды?) и терпит несырьевой крах.
«В налоговых поступлениях республиканского бюджета налога и платежи, связанные с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг на территории Республики Казахстан, за 2011 год составили 61,2%, 2012 год — 56,9%; поступления, связанные с импортом товаров (услуг), за 2011 год составили 33,6%, за 2012 год — 37,6%. Таким образом, в 2012 году по сравнению с предыдущим годом доля налогов, поступающая от импорта товаров, возросла на 4%. доля налогов, связанная с внутренним производством, уменьшилась на 4,3%».
«Правительством не обеспечено уменьшение ненефтяного дефицита. По итогам 2012 года он составил 2 286,4 млрд тенге и вырос по сравнению с 2011 годом на 28,7%, 2010 годом — на 30,3%».
Факты говорят за себя
На этом мы закончим комментировать отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2012 год, хотя там можно накопать еще много такого, что сильно компрометирует казахстанское правительство и отдельные министерства. Рекомендуем нашим читателям самостоятельно изучить этот документ.
Мы же по этому поводу только заметим: хотя есть поверье, что ворон ворону глаз не выклюет, похоже, сегодня в экономике и финансовой сфере Казахстана накопилось такое количество проблем, недоработок и провалов, что любой относительно профессиональный наблюдатель, особенно если имеет доступ к информации, будет вынужден что-то фиксировать.
Поэтому позволим себе закончить выводами, сделанными Счетным комитетом РК. После него если не всему правительству Серика Ахметова, то вице-премьерам, министру финансов и главе Нацбанка по совести нужно подавать в отставку — они же отвечают за итоги прошлого года.
Вот эти выводы:
«1. Исполнение республиканского бюджета 2012 года происходило в условиях роста экономики, внешнеторгового оборота и инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, средства, направленные на поддержку реального сектора экономики, не обеспечили адекватного роста производства в обрабатывающей промышленности и объема сельскохозяйственной продукции. В результате сохраняется зависимость исполнения доходов республиканского бюджета от сырьевого сектора, поступления налогов и других платежей в бюджет от импортируемых товаров, работ и услуг.
2. Системная увязка механизма планирования и исполнения республиканского бюджета отсутствует, в результате в финансовом году неоднократно проводится его уточнение и корректировка показателей.
6. В республике наблюдается снижение налоговых и других платежей в бюджет от товаров, работ и услуг внутреннего производства. В 2012 году более 90% таможенных платежей составляли пошлины на импорт, распределенные ввозные таможенные пошлины, вывозная пошлина на сырую нефть.
7. Механизм предоставления льгот и преференций по налогам и таможенным платежам не направлен на поддержку хозяйствующих субъектов — производителей товаров с добавленной стоимостью. Методики оценки эффективности налоговых и таможенных льгот Правительством не разработаны.
16. Оценка эффективности государственных и отраслевых программ показала, что в республике системная увязка государственных и отраслевых программ не обеспечена, комплексный механизм взаимодействия государственных органов по их реализации не разработан.
17. Стратегические планы государственных органов не направлены на реализацию и достижение целей и задач государственных, отраслевых и других программных документов. Прямые и конечные результаты отдельных бюджетных программ в стратегических планах не конкретизированы и не подкреплены количественными и качественными показателями.
20. В республике эффективная система управления активами государства не создана, единые и транспарантные правила в области дивидендной политики отсутствуют. Отношение объема поступлений дивидендов и части чистого дохода государственных предприятий в бюджет к чистому доходу субъектов квазигосударственного сектора остается на низком уровне. Недостаточно эффективно используются средства республиканского бюджета, выделенные на пополнение и увеличение уставных капиталов».
Читать оригинал статьи: