Казахстанцы долго удивлялись тому, что в нашей стране экспортная таможенная пошлина (ЭТП) на сырую нефть на порядок меньше, чем в соседней России. И вот – лед тронулся. 2 апреля Серик Ахметов подписал постановление правительства РК об увеличении ЭТП с 40 до 60 долларов за тонну.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Это по-прежнему намного меньше, чем у нашего партнера по ЕврАзЭС, но для отечественных экспортеров и это увеличение достаточно заметно. Но прежде чем благодарить премьер-министра за его заботу о доходах госбюджета, есть смысл разобраться, что его к этому подвигло.
Покопавшись в Интернете, обнаружили две любопытные информации. Согласно первой средняя цена на нефть марки Urals, к которой привязаны котировки той части казахстанской нефти, которая облагается ЭТП, в марте 2013 года сложилась на уровне $106,67 за баррель против $122,6 в марте 2012 года.
Это снижение в годовом исчислении на 13%. Но цены на Urals упали не только по отношению к соответствующему периоду прошлого года, но и к началу нынешнего. В январе 2013 года средняя цена на нефть Urals составила $111,81 за баррель, в феврале — $114,45 за баррель.
Более того, прогноз Минэкономразвития России на текущий год еще более пессимистический — $97 за баррель, хотя последняя рабочая оценка этого ведомства по среднегодовой цене выше и составляет $105—106 за баррель.
Вторая информация говорит о том, что, по данным статистиков, экспорт нефти и конденсата из Казахстана в январе 2013 года составил в денежном выражении $4,25 миллиарда, что на 20,6% меньше уровня января 2012 года.
Вооружившись этими цифрами, мы попытались найти более поздние данные и понять, что же происходит с казахстанским экспортом сырой нефти. Необходимую информацию нашли на сайте Таможенного комитета Министерства финансов РК. А именно — в ежемесячных статистических бюллетенях «Таможенная статистика внешней торговли».
Так вот, по оперативным данным таможенников, совокупный экспорт из Казахстана в феврале 2013 года составил $6380 миллионов, снизившись по сравнению с февралем 2012 года, когда он был равен $6992 миллионам, на 612 миллионов, или почти на 9%.
В том числе по товарной номенклатуре «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» в феврале 2013 года было экспортировано продукции на $4945 миллионов против $5546 миллионов в феврале 2012 года, то есть на 601 миллион, или почти на 11%, меньше.
Пусть наших читателей не смущает разница в стоимостной оценке экспорта в феврале 2013 года — в первом случае речь идет о поставках в дальнее зарубежье, во втором — всего, включая страны СНГ.
Теперь становится понятным, почему премьер-министр РК, конечно, с санкции елбасы (иного в нашей стране и быть не может), решил наступить на интересы «священной коровы» — экспортеров сырой нефти. Нужда заставила!
К сожалению, мы не смогли найти данных по экспорту нефти в натуральном выражении и поэтому не можем сказать, какова доля в падении экспортной выручки ценового фактора и снижения физического объема отгрузки. Но в любом случае уже понятно, что нефтедолларов в Казахстане становится меньше.
А судя по тому, что и российский экспорт снижается — в январе-марте 2013 года на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Минэнерго РФ, 58,041 миллиона тонн, похоже, началось затоваривание мирового рынка и падение спроса на самые некачественные сорта. В том числе казахстанские.
Так что не исключено, что постановление казахстанского правительства об увеличении ЭТП на сырую нефть с 40 до 60 долларам за тонну такая же подготовка к предстоящим проблемам, как и объединение пенсионных фондов в руках государства, продление возраста выхода на пенсию для женщин на пять лет и желание ввести платные автодороги. Никто в Акорде не хочет сокращать свои доходы, вот и приходится искать деньги в других местах.
Оригинал статьи: