Размышления к двухлетию транзита власти
Как-то незаметно прошла эта дата. Ровно два года назад, 19 марта 2019 года первый президент Назарбаев формально покинул свой пост и передал его своему преемнику Токаеву.
Не секрет, что наша власть хвалится таким опытом транзита: мол, смогли обеспечить преемственность, сохранили стабильность и. т. д. И потому ей, власти, можно было эту дату отметить достойно, что греха таить, умеют у нас чиновники создать соответствующий ажиотаж вокруг того или иного события.
Но этого не случилось, и 19 марта сего года прошло как-то буднично в череде предпраздничных дней. Думаю, что есть несколько причин отказа власти от громких мероприятий.
Во-первых, особо хвалиться-то нечем.
Экономика «благополучно» стагнирует.
В бизнесе растут пораженческие настроения.
Социальная сфера в глубоком кризисе.
Государство демонстрирует социальное банкротство, преступно отказываясь от помощи малоимущим в столь тяжелое время.
Продолжается тотальное обнищание населения.
Средний класс постепенно переходит в категорию бедного.
Пандемия и связанные с ней ограничения практически убили малый и средний бизнес.
Политические реформы, столь громко заявленные вторым президентом, привели лишь к полностью подконтрольному исполнительной власти парламенту.
Протестный электорат оказался вне правового поля.
Преемственность политического курса на деле превратилась в застой.
Конечно, в эти дни можно было запустить серию статей об успехах двух лет транзита. Но у нас образованное и колкое гражданское общество, которое вмиг раскусит подложную статистику. Видимо, власти не стали будить вздремнувшего льва и жонглировать понравившимися им цифрами мнимых успехов и достижений. Это заметно в официальных СМИ. Хотя и здесь бывают исключения. Вспомним, как на днях общество достаточно критически и саркастически отреагировало на очередной шедевр от государственной статистики, утверждающей, что средняя заработная плата по стране составила 223 тысяч тенге.
Вторая причина больше политико-психологическая. Как можно говорить о двух годах у руля власти второго президента, когда первый никуда не уходил?! Наоборот, находясь на постах председателя Совета безопасности, главы правящей партии и Ассамблеи народов Казахстана (АНК), он неимоверно усилил свои позиции. Принимая все ключевые решения и имея беспрецедентные полномочия, елбасы фактически не несет за них ответственности, ибо за те или иные упущения отвечают: президент, правительство и акимы. Ему не нужно думать о следующих президентских выборах, ибо его пост — пожизненный. Не случайно в экспертных кругах говорят о том, что прошедшие парламентские выборы были проведены полностью под контролем «Библиотеки», а не Акорды. Никто не сомневается, что самые главные политические решение или готовятся в «Библиотеке», или проходят обязательное согласование там.
Все здравомыслящие люди понимают, в какой непростой ситуации оказался Токаев, какие ограничения (внутренние и внешние) сковывают его активность и самостоятельность. Что ж, это его выбор, он знал, куда и на что шел.
Думаю, второй президент осознает, что за все, происходящее в стране ответственность будет нести не первый президент, а он.
И понимание этого непреложного обстоятельства в конце концов заставит его кардинально активизироваться и, возможно, конфликту с «Библиотекой». Уже сейчас в риторике двух президентов чувствуется разница в понимании важнейших задач государства. А в наших реалиях обязательно найдутся те, кто захочет сыграть на этих противоречиях и разногласиях.
Как бы суперлоялен не был Токаев к Назарбаеву и его клану, за 30 лет режимом елбасы совершено столько ошибок, что рано или поздно президенту придется начинать расчищать авгиевы конюшни.
А это подразумевает критику в адрес того, кто это допустил. Удастся ли Токаеву, филигранно играя двумя антагонистическими понятиями: необходимостью поправлять дела и абсолютной верностью Назарбаеву и его курсу, выйти сухим из мутной и вязкой акординской воды? Поживем — увидим.
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан