Бундесбанк сыграл
Высокопоставленные переговорщики саммита «Большой двадцатки», прошедшего в Каннах, не смогли одобрить пакет мер по спасению Европы от долгового кризиса. Как сообщила газета The Financial Times со ссылкой на неназванный источник, пакет мер, который предложил «хозяин» саммита Николя Саркози, не был принят, так как немецкий Бундесбанк наложил вето на один из его элементов.
В итоговом коммюнике саммита о сроках принятия антикризисного пакета мер говорилось очень расплывчато и упоминалось только, что G20 попросила министров финансов подготовить варианты дополнительных «противопожарных» мер к следующей встрече. Как заявил на итоговой
Договоренность, к которой приблизились министры финансов «Большой двадцатки», состоит из трех элементов. Первый из них — дополнительные средства для МВФ. Большая часть денег, «между $250 млрд и $300 млрд», должна быть внесена из общих ресурсов фонда. Эти деньги нельзя просто передать в ЕФФС, потому что, как заявила
Второй элемент пакета мер — это выделение для МВФ еще около $250 млрд в виде специальных прав заимствования (SDR): резервный актив, включающий доллар, евро, иену и фунт стерлингов в пропорциях, соответствующих индивидуальным пакетам акций стран в МВФ. Третий элемент пакета мер — это объединение европейскими странами своих SDR (общая сумма $60 млрд) и использование их для программы специального назначения ЕФФС таким образом, чтобы другие инвесторы могли добавлять свои средства в ЕФФС с минимальным для себя риском. Именно этот последний элемент был отклонен Бундесбанком, который по Конституции является независимым органом. Как сообщил Reuters источник в немецком Центральном банке, они «знают об этом плане и отвергают его».
До следующей встречи
Поэтому министры финансов мировых держав уже готовятся к новой внеочередной встрече. По данным Financial Times, если удастся убедить германский Центральный банк, то новая встреча министров финансов «Большой двадцатки» будет созвана либо в текущем месяце во Франции, либо уже в следующем году в Мексике, к которой перейдет председательство в клубе G20.
Идея проведения еще одной встречи G20 до запланированного общего сбора в феврале была одобрена в субботу министром финансов Канады Джимом Флаэрти. Выступая в Берлине, он сказал, что «согласен с тем, что мы не можем ждать так долго (до февраля)». «Мы должны восстановить доверие участников рынка», — подчеркнул он.
Канадский министр финансов также сообщил, что страны «Большой двадцатки» «далеки от консенсуса» в вопросе использования ресурсов МВФ для финансирования Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС). «Страны еврозоны относительно богаты в нынешних условиях мировой экономики и располагают собственными инструментами и ресурсами», и излишним было бы включать ЕФФС в список инструментов по борьбе с распространением долгового кризиса, сказал он.
Более того, по мнению Флаэрти, помощь еврозоне может способствовать оттоку капиталов из стран с формирующимся рынком, которым самим может понадобиться помощь в следующем году
БРИКС поддержит морально
Между тем, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард начала сегодня серию переговоров именно с развивающимися странами, готовыми прийти на помощь Европе. В понедельник она приехала в Россию, а затем отправится навестить двух азиатских гигантов — Китай и Японию. Кремль уже заявил, что европейский кризис государственных долговых обязательств станет основной темой переговоров. По данным СМИ, дополнительное финансирование, о котором ведут переговоры МВФ и Россия, будет ограничено $10 млрд, Китай же готов выделить гораздо больше — $100 млрд.
Россия еще до визита Лагард показала, что не верит в способность Евросоюза самостоятельно справиться с кризисом. На прошедшем саммите G20 лидеры стран БРИКС провели совещание по поводу критической ситуации в экономике Евросоюза, где критиковали Европу за медлительность в решении своих внутренних проблем. При этом российский президент Дмитрий Медведев заявил, что никакая внешняя помощь странам Евросоюза не будут являться определяющей. Европа, по его мнению, прежде всего, должна помочь себе сама: «Ее государства должны вести себя ответственно, а не топить свои экономики». Россия — часть Европы, и поэтому имеет право на свою позицию по этому поводу, несмотря на то, что методы борьбы с кризисом — во многом дело суверенное, сказал Медведев на
В целом позиция России сводится к тому, что второй волны кризиса можно было избежать, если бы все договоренности, достигнутые на предыдущих саммитах G20 по преодолению мирового кризиса, в том числе при консолидированных усилиях стран БРИКС, вовремя исполнялись. Теперь же даже миллиарды от развивающихся стран не ускорят решение проблем. Канцлер Германии Ангела Меркель тоже признала, что, судя по данной стадии кризиса, на восстановление финансовой стабильности в Европе понадобится не менее 10 лет.
Инвесторы негативно отреагировали на заявления и итоги саммита. Фондовые рынки Европы завершили неделю в минусе: британский FTSE опустился на 0,33%, французский СAC 40 просел на 2,25%, а германский DAX — на 2,72%. В целом за прошлую неделю европейские индексы продемонстрировали крупнейшее падение за последние шесть недель.
Торги акциями в США также закрылись в минусе: индекс Dow Jones потерял 0,5%, индекс Nasdaq — 0,4%. Азиатские рынки в понедельник перехватили эту эстафету: сводный MSCI Asia Apex упал на 0,4%, японский Nikkei 225 — на 0,5%, китайский CSI — на 0,56%. Курс евро в понедельник также продолжил падение и опустился до $1,377, при этом доллар укрепился против 16 основных валют.
Теперь инвесторам остается лишь надеяться на то, что лидеры «Большой двадцатки» сумеют принять непринятые решения на следующем заседании, иначе падение акций и высокодоходных валют может продолжиться.
View post:
Немецкий центробанк пожалел денег