Продолжающийся сезон отпусков превратил поток новостей из финансового сектора в небольшой ручеек. Однако даже на информационном безрыбье отдельные заявления и оценки участников рынка заслуживают внимания экономических обозревателей.
Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН
Начнем с комментария прессе по вопросам «народного IPO» бывшего председателя правления «КазМунайГаза», а ныне генерального директора «КазТрансОйла» (КТО) Каиргельды Кабылдина, рассказавшего о подробностях планируемого размещения акций возглавляемой им компании.
Как выяснилось, КТО не отказывается от своего намерения провести IPO этой осенью. Причем подписка на акции компании будет объявлена уже в конце сентября и продолжится в течение месяца. Для этого, по признанию г‑на Кабылдина, «КазТрансОйл» объявил дополнительную эмиссию своих акций в количестве 40 миллионов, или порядка 10% от всех долевых бумаг компании.
Впрочем, глава КТО умолчал о самом главном — о предполагаемой цене одной акции, прикрывшись весьма расплывчатой формулировкой: «Сегодня говорить о стоимости акций мы не можем, потому что в соответствии с условиями это будет объявлено после принятия соответствующего постановления правительства Республики Казахстан, совета директоров нашего главного акционера — фонда «Самрук-Казына».
Можно предположить, что ни кабмин, ни ФНБ еще не приняли окончательного решения о первичном размещении акций «КазТрансОйла» на Казахстанской фондовой бирже этой осенью.
Кстати, г‑н Кабылдин подчеркнул, что потенциальные инвесторы должны помнить об определенных рисках, а «гарантированная» прибыль на акции может быть только в долгосрочном периоде. Однако, как считает он, «показатели компании позволяют сегодня выразить уверенность, что в будущем доходность акций, которые будут реализованы в ходе «народного IPO» для населения Казахстана, будет выгодным финансовым инструментом размещения личных средств населения».
Хотелось бы верить, что это так. Хотя, заметим, как свидетельствует российский опыт проведения IPO, риски потери «личных средств» намного выше цены обещаний чиновников и заинтересованных лиц.
Стоит ли игра свеч?
Про то, что «народное IPO» может пойти вразрез планам и заявлениям кабмина и руководителей нацкомпаний, говорит сохраняющаяся нестабильность на мировых финансовых рынках, особенно в еврозоне. Да и данные отдельных компаний указывают на четкую тенденцию резкого падения объема первичных размещений в мире и, как следствие, снижения привлеченных в ходе IPO средств.
Например, согласно отчету аудиторской компании Ernst&Young о динамике активности на мировых рынках IPO, в первом квартале этого года число первичных размещений эмитентов снизилось на 47%. За этот период, по данным компании, в мире проведено 157 первичных публичных размещений акций. При этом общий объем привлеченных средств снизился по сравнению с прошлогодним уровнем до $14,3 млрд, или на 69%!
Как объясняют в E&Y, снижение активности эмитентов связано с «неясностью вокруг разрешения долгового кризиса еврозоны». Кроме того, по сравнению с предыдущими годами сократилось число эмиссий акционерного капитала крупнейших государственных компаний.
В лидерах же по числу IPO остаются компании из развивающихся стран, их доля составила 62,4%. Наибольшая активность отмечается у азиатско-тихоокеанских эмитентов. На них пришлось 59,2% проведенных первичных размещений. Тогда как доли IPO эмитентов на биржах в Северной Америке и EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) составили соответственно 20,4 и 18,5%. Среди стран по количеству размещений в лидерах оказались Китай, Тайвань и Гонконг — 59 IPO, США — 28 и Польша — 12. Причем основная масса IPO пришлась на технологический, промышленный и сырьевой сектора — 35, 29 и 21.
Не лучше оказалась ситуация и по итогам первого полугодия. Согласно исследованию Thomson Reuters, опасаясь нестабильности на фондовых рынках, компании продолжают снижать объемы размещений акционерного капитала.
В первой половине года зафиксировано снижение общемирового объема выпуска акций на 33%, до $282,3 млрд, а первичных размещений еще больше — на 46%. Поддержку рынку IPO в первой половине года продолжили оказывать в основном компании с развивающихся рынков, их доля на мировом рынке составила 38%, а также майское размещение Facebook на $16 млрд.
Эти цифры свидетельствуют о том, что интерес как со стороны потенциальных покупателей акций в рамках IPO, так и потребность в нем самих компаний остаются низкими. Поэтому вопрос, насколько оправданно в этих условиях проведение первичного размещения акций, тем более среди населения, звучит риторически.
Впрочем, отдельные аналитики не считают неудачным выбранное время для «народного IPO». В ходе прошедшей на прошлой неделе пресс-конференции ИФД RESMI его председатель правления Александр Манаенко назвал сроки проведения первичного размещения акций нацкомпаний среди населения «нормальными», а само «народное IPO» «достаточно интересным».
Правда, при этом он оговорился, что если будут «плохие макроэкономические предпосылки», то по решению правительства и ФНБ сроки первичного размещения могут быть перенесены. В общем, поживем — увидим.
Российские банки наступают
Из новостей рынка банковских услуг следует выделить обзор рейтингового агентства Standard & Poors по банковским системам стран СНГ. Как считают аналитики агентства, главным риском для банковских институтов Содружества остается возможность ухудшения фундаментальных макроэкономических показателей: падение цен на нефть и сырьевые товары. В этом случае аналитики ожидают «нестабильность» российского рубля.
От себя добавим, что в этом случае давление будет происходить и на национальную валюту, поскольку Россия по-прежнему остается основным торговым партнером Казахстана, причем в условиях набирающей обороты интеграции, в то время как тенге не меньше рубля зависит о ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках.
Другим интересным моментом в обзоре стала оценка S&P роли российских инвестиций в банковской системе Казахстана. Аналитики агентства отметили их общее увеличение в банковских системах СНГ. Как считают они, российский капитал оказывает компенсирующее влияние на фоне снижения притока инвестиций европейских банков.
Примечательно, что одним из факторов снижения интереса иностранных инвесторов, в частности к казахстанским банковским институтам, в S&P помимо европейского кризиса назвали неэффективную защиту прав кредиторов и «недавние примеры значительных убытков, которые понесли инвесторы в нескольких странах». Очевидно, что под этим аналитики агентства понимают в том числе национализацию и последующую реструктуризацию обязательств БТА, «Альянса» и «Темiрбанка» в 2009—2010 годах.
В качестве же примера роста влияния российского капитала в S&P называют и Казахстан. Как отмечается в обзоре, ранее «Сбербанк», ВТБ и «Альфа-Банк» «имели здесь очень небольшой бизнес по обслуживанию прежде всего корпоративных клиентов». Теперь, подчеркивают в агентстве, активы казахстанской «дочки» российского «Сбербанка» выросли с 98 млрд тенге в 2008 году до 491 млрд в 2011‑м.
Отсюда эксперты S&P делают вывод, что «российские банки используют свою ликвидность (которая намного выше, чем у казахстанских банков) для быстрого расширения своей рыночной доли в Казахстане».
Причем происходит это за счет предложения «привлекательных ставок как по вкладам, так и по кредитам в целях быстрого наращивания объемов бизнеса и корректировки ставок с учетом практики конкурентов после достаточного укрепления рыночных позиций». Другими словами, российские банки активно используют демпинг для того, чтобы усилить свое влияние на казахстанском рынке.
Кроме того, аналитики акцентируют внимание на том, что до тех пор, пока цены на нефть марки Urals останутся на уровне $80 за баррель или выше, часть средств будет перемещаться в российский банковский сектор, за счет чего он получит огромную ресурсную базу и может использовать ее для продолжения экспансии в соседние страны.
Тем самым выводы S&P полностью совпали с прогнозами отдельных казахстанских экспертов, еще несколько лет назад предсказывавших бурный рост и усиление позиций «дочек» российских банков на рынке Казахстана.
А если учитывать тот факт, что доля проблемных кредитов в казахстанском банковском секторе остается высокой и в среднем стабильно держится выше отметки 30%, а у отдельных, и в первую очередь национализированных, банков намного превышает этот показатель, то стоит ожидать дальнейшего усиления позиций российских банков на внутреннем рынке.
«Казком» ушел из Британии
Что касается отдельных игроков казахстанского банковского сектора, то следует отметить решение «Казкоммерцбанка» о ликвидации представительства в Великобритании и Северной Ирландии еще с 1 июня этого года.
Почему эта информация появилась только на прошлой неделе, в сообщении банка не указывается, зато в нем говорится о том, что представительство «Казкома» в Великобритании было создано в 1997 году для поддержания официальных контактов с международными финансовыми институтами, органами власти и управления в обеих странах.
Свое нынешнее решение в ККБ объясняют тем, что «в настоящее время вышеуказанные функции осуществляются другими подразделениями банка, в связи с чем 22 сентября 2011 года советом директоров было принято решение о добровольной ликвидации представительства банка в Великобритании».
Примечательно, что информация банка об этом была распространена спустя две недели после того, как международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s изменило прогноз по рейтингам «Казкома» со «стабильного» на «негативный», но при этом подтвердив его долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги на уровне «B+» и «B».
Напомним, решение снизить прогноз по рейтингу ККБ аналитики S&P аргументировали ожиданиями дальнейшего ухудшения качества его активов, «что при низком уровне формируемых резервов приведет к снижению способности банка генерировать прибыль, достаточную для абсорбирования убытков».
При этом аналитики обратили внимание на «значительное давление со стороны секторов недвижимости и строительства, подверженных высоким рискам», тогда как кредитный портфель «Казкома» состоит в основном из кредитов, выданных до кризиса. Причем в S&P прогнозируют рост уровня проблемных займов в ссудном портфеле «Казкоммерцбанка», «особенно, если банк классифицирует ряд кредитов, обеспеченных залогом земли, как проблемные».
Впрочем, опрошенные нами банкиры выразили уверенность, что в случае самого негативного сценария для ККБ на помощь к нему придет государство либо путем выделения допсредств, либо через смягчение для него со стороны регулятора отдельных требований. На то, что это наиболее вероятно при неблагоприятном сценарии для «Казкома», указывают основные финансовые характеристики банка.
Дело в том, что ККБ, согласно информации Комитета по финансовому надзору Нацбанка на 1 июля 2012 года, занимает второе место по размерам активов в банковской системе Казахстана. Этот показатель у него составляет 2,46 трлн тенге при обязательствах 2,01 трлн, собственном капитале — 446,26 млрд тенге и нераспределенном чистом доходе — 688,54 млн тенге. Кроме этого, следует учитывать и нынешнюю структуру собственности ККБ, где на долю ФНБ «Самрук-Казына» и так называемого арабского холдинга «Альнаир» приходится более 50% акций ККБ.
Что касается решения банка о ликвидации своего представительства в Великобритании и Северной Ирландии, то в свете рейтинговых действий S&P наиболее вероятными его причинами помимо официальной версии банка остаются еще две: оптимизация «Казкомом» операционных расходов и снижение интереса к Великобритании как к рынку заемного капитала.
У каждого — свое
Решение о ликвидации британского представительства оказалось не единственной новостью от «Казкома». Еще одним сюрпризом стало его сообщение о снижении в два раза тарифов на годовое обслуживание премиальных и классических платежных карт.
Как отмечается в сообщении его пресс-службы, этот шаг сделан с учетом мировых тенденций и постоянно растущих требований клиентов к карточным продуктам с целью «увеличить клиентскую базу и сделать платежные карты класса Classic, Standard, Gold еще более доступными и удобными для массового сегмента клиентов».
По словам директора департамента дебетовых карт «Казкоммерцбанка» Азамата Канафина, «в настоящее время стремительно растет число взыскательных клиентов, которые хотят получать привилегированные дополнительные услуги к своим картам с учетом их предпочтений и образа жизни».
Функционал карт, по его словам, нарастает именно в связи с тем, что «мы внимательно исследуем потребности клиентов, зачастую стараемся их опередить и предложить те услуги, спрос на которые еще зарождается».
«Кто-то из наших клиентов оценит их сразу, кто-то придет к ним позже, — считает банкир. — Но есть мировая тенденция развития платежных карт. А она говорит о том, что эксклюзивные предложения, связанные с платежными картами, очень быстро мигрируют в массовый сегмент и находят там ежедневное применение».
На 1 июля, согласно информации банка, количество платежных карточек в «Казкоме» составляет около 1,2 млн штук, количество POS-терминалов — свыше 13,1 тыс., а банкоматов — более 1,3 тыс., в том числе с функцией cash-in — 271. В сообщении банка также говорится, что в рамках внедрения новых карточных продуктов «Казкоммерцбанк» продолжает активно развивать свою бонусную программу «GO!». Как отмечают в «Казкоме», она стимулирует накопление бонусов с покупок товаров, позволяя клиентам экономить собственные средства.
Из других текущих новостей банковского сектора выделим информацию о стартовавших в понедельник торгах на KASE государственными пакетами акций сразу двух банков — «Нурбанка» и Bank RBK. В сообщении биржи говорится, что их инициатором выступил Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов республики. При этом «Нурбанк» должен был выставить на продажу более 25 тысяч привилегированных акций, Bank RBK — 7 тысяч простых.
Следует также отметить и информацию от «Народного банка Казахстана» по итогам его деятельности за январь-июнь текущего года. За этот период, согласно консолидированной отчетности банка по МСФО, банк смог увеличить размер чистой прибыли до 31,610 млрд тенге по сравнению с 21,100 млрд в аналогичном периоде 2011-го. При этом активы банка выросли на 13,5% — до 2,581 трлн тенге, а обязательства — на 15,7%, до 2,272 трлн. Однако происходило это на фоне сокращения его ссудного портфеля на 0,1%, до 1,183 трлн тенге, и собственного капитала — на 0,7%, до 308,266 млрд тенге.
Куда более скромные результаты за тот же период продемонстрировал «Альянс Банк». За первые шесть месяцев этого года, согласно консолидированной неаудированной отчетности по МСФО, его чистая прибыль составила 5,306 млрд тенге. При этом активы банка возросли на 22,767 млрд тенге, до 552,655 млрд. Росли и его обязательства — на 15, 918 млрд тенге, до 544,774 млрд. Но в отличие от «Народного банка» у «Альянса» произошел рост кредитного портфеля и собственного капитала на 23,63 млрд тенге, до 351,847 млрд, и на 6,849 млрд тенге, до 7,881 млрд, соответственно.
И снова Греция
В заключение несколько слов о ситуации на зарубежных рынках. В череде событий особо выделяется новое жесткое заявление со стороны ФРГ в сторону греческого правительства. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле вновь дал понять, что дополнительной помощи Греции не будет. «Выкидывать деньги в бездонную бочку — безответственно, — заявил министр во время открытого дня правительства. — Мы не можем запускать еще одну программу помощи».
Произошло это на фоне ожиданий, что премьер-министр Греции Антонис Самарас попросит у Германии и Франции разрешить греческому правительству продлить на два года срок реализации структурных реформ. Напомним, прежние условия предоставления финподдержки были согласованы Афинами с Европейским союзом, Международным валютным фондом и Европейским центральным банком. Согласно им, греки должны сократить дефицит бюджета с 9,3% в 2011 году до 2,1% ВВП в 2014‑м. При этом дальнейшее оказание финпомощи со стороны ЕС и МВФ из запланированных 240 млрд евро зависит от успешности проведения в Греции структурных реформ.
Однако в случае если страна не уложится в график, ее финансирование может быть прекращено. Это в свою очередь приведет к дефолту и возможному выходу Греции из еврозоны, спровоцировав новый виток глобального финансового кризиса.
Источник: Газета “Голос Республики” №31 (253) от 24 августа 2012 года
Taken from:
На безрыбье и рак – щука