Родственники погибших пограничников после поездки на «Арканкерген» еще больше уверовали в невиновность Владислава Челаха. То, что люди увидели на заставе, оставило больше вопросов, чем дало ответов. Например, в недоумение их привел стоящий в ста метрах от пожарища «дом отдыха для высших чинов».
Автор: Наталья САДЫКОВА
Среди 14 пограничников, погибших на заставе, были двое актюбинцев: Камбар Аганас и Али Максутов. Их призвали в армию в ноябре прошлого года, этой осенью они должны были вернуться домой.
В тихом дворе отцы парней Аскар Саринов и Изтурган Сисенов (дом, где проходила встреча, принадлежит Аскару, отцу Камбара Аганаса — авт.) перебирают только что напечатанные снимки (наш корреспондент отсняла их на свой фотоаппарат — ред.). На них изображено место, где служили и погибли их сыновья.
Изтурган Сисенов в субботу утром вернулся в Актобе после пятничного визита на «Арканкерген», который организовали для родственников погибших на заставе пограничников. Вместе с Изтурганом на заставе побывала его супруга. Из семьи Камбара Аганаса на «Арканкерген» поехала его мать Жаркын. Женщины остались в Алматы, чтобы пройти курс лечения в военном госпитале. Трагедия подорвала обеим здоровье.
- Там были люди со всего Казахстане: Атырау, Актобе, Уральск, Караганда, Тараз, около сорока человек. Нас привезли, чтобы мы посмотрели, где наши дети служили, как жили. Прилетели и улетели на военном самолете. Нам показали, где они жили, где содержались их лошади, где ГСМ хранились. Прочли молитвы на этом месте. В Ушарале нас встречали военные. Там были не только пограничники, но и представители военной прокуратуры. Они, знаете, говорят мало, повторяют показания Челаха. Говорят, что он их убил, других версий нет, — начал свой рассказ отец пограничника Али Максутова Изтурган Сисенов.
Родственники погибших своих версий не строят. Но в эту, предложенную им властями, не верят. Говорят, правды в ней нет ни слова.
- Не только я, никто из родителей не верит, что их убил Челах. Не может быть такого. Про Челаха мой сын ничего не говорил, когда мы разговаривали по телефону. Никакой дедовщины там не было — ребята все были одного призыва, служить им всего год, какие неуставные отношения? — вопрошает отец Али.
Его поддерживает и отец Камбара, сам в советские времена отслуживший в Афганистане.
- Несерьезно, пацан какой-то пятнадцать человек убил. Я воевал в Кабуле, Баграме, у меня награды есть. В то время мы не могли такое представить, чтобы свои своих же убили. Говорят, что их убили спящими, но я в это не верю. На войне одного человека убить — проблема, особенно если это впервые происходит. А когда человек никогда не стрелял в другого человека, как он спокойно расстреляет товарищей? В это невозможно поверить, кому они это говорят? — говорит Аскар Саринов.
По словам Аскара, во время опознания он видел, что у сына сломана левая рука. Отцу объяснили, что рука сломалась, когда Челах тащил его от берега реки в дом. Именно Камбар, по версии следствия, проснулся и поднял тревогу.
- Такая жестокость по отношению к нашему ребенку: сломать ему руку, потом тащить, облить бензином и поджечь — не представишь такого даже, не мог такое Челах сделать. Родители еще одного погибшего парня вообще сказали, что им передали труп женщины, экспертиза показала женское ДНК вместо мужского (об этом говорил отец погибшего пограничника Куатбек Мукаш, см. http://rus.azattyq.org/content/chelakh-arkankergen-usharal-zastava/24658732.html). От нас что-то скрывают, — уверен Аскар Саринов.
- Камбара тащили до заставы пятьдесят метров, как Челах мог его тащить, если Камбар его здоровее в два раза? Челах только мороженое ел, жил в городе, а наш дом этот построил своими руками, здоровый был, спортом занимался, — поддерживает его дядя Камбара Адайбек Бабин.
Родственники погибших солдат поехали в Ушарал в надежде встретиться там с подозреваемым в убийстве Владиславом Челахом. Но пограничники не допустили на встречу даже его родных. Матери Челаха заявили: «Делать вам там нечего», в то время как близким пострадавших озвучили другую версию.
- Нам сказали военные, что Челаха нельзя было привезти. Тогда мы спросили, почему нет его родственников. Ответили, что они отказались приезжать и встречаться с нами, — рассказал Изтурган Сисенов.
Кстати, на заставе родные пограничников увидели много интересного. В домике, где жили солдаты, сгорело все, кроме… оленьих рогов. У погранзаставы люди видели автомобили, которые якобы туда проехать никак не могут. И самое интересное: в ста метрах от сгоревшего «Арканкергена» стоит целый и невредимый дом, предназначенный «для отдыха офицеров и генералов», — именно так озвучили военные его предназначение.
- Как это может быть, что в ста метрах от сгоревшего дома находится другое здание, целое и невредимое? Нам говорили, что там только чабаны, никого не бывает, а там дом отдыха целый! Все спрашивали, что это за здание, так и сказали, что там генералы и офицеры отдыхают. Мы спрашивали: «Оно недавно построено?» Сказали, что оно всегда было, — возмущенно говорят родственники солдат.
В Ушарале погибшим пограничникам власти хотят поставить памятник по окончании следствия. Родственники и близкие увидели памятный камень с фамилиями всех убитых солдат. На нем указаны фамилии даже тех, чьи тела еще не опознаны. Люди говорят, что военные передали им еще по миллиону тенге в качестве материальной помощи, ранее от них семьи погибших получили по два миллиона. Но поездкой остались недовольны. Сейчас родственники погибших намерены собраться в Астане, где хотят провести пресс-конференцию и обратиться к президенту страны с требованием справедливого расследования.
- Мы хотим правды, если Челах невиновен, то что тогда случилось там? Мы отдали им здоровых детей защищать Родину и что получили взамен? — говорят безутешные родители.
…Отметим, что Камбар Аганас в семье был старшим, его братишка в этом году только пойдет школу. 31 августа ему исполнился бы 21 год. Папа Камбара Аскар Саринов работает слесарем в «КазТрансГаз Аймаке», его супруга — домохозяйка. Али Максутов родился в селе Уил в августе 1992 года. В августе Али Максутову должно было исполниться 20 лет. Он был средним из трех детей в семье. Папа Али работает водителем в райсуде, мама — лаборантом.
Original post:
На «Арканкергене» отдыхали генералы?