За событиями 16 декабря прошлого года в Жанаозене стоял не кто-нибудь, а афганские наркобароны, мечтающие расшатать лодки стабильности в Казахстане, России и Китае. Такую сенсационную версию выдвинул в среду председатель координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (КСОПН ОДКБ) – директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов на заседании КСОПН в Астане.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
- Мы видим, что инспирирование антиправительственных действий, как это, в частности, происходило в Жанаозене, за счет целенаправленной подпитки наркотиками в любой момент может быть превращено в массовые беспорядки и нести дестабилизацию общественного и политического порядка, — взволнованно изложил глава ФСКН свое видение событий 16 декабря. — То же самое наблюдается в соседнем Китае, особенно в Синьзян-Уйгурском автономном районе, и на российском Северном Кавказе.
Что любопытно — присутствовавший при рождении версии министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов против такой интерпретации особо не возражал. Хотя до сих пор казахстанские силовики в качестве основной движущей силы беспорядков на западе страны рассматривали бастующих нефтяников и опального банкира Мухтара Аблязова. Эмиссары талибов в качестве потрошителей сейфов жанаозенского отделения БТА до сих пор не рассматривались. Ну, да с нашего следствия станется: после сообщения о якобы готовившихся терактах в Алматы не исключено, что в Интерпол будут направляться изготовленные в фотошопе изображения Аблязова с бородой и в чалме — на фоне зеленого флага, АК-47 и базуки.
Неясно, правда, чем Аблязову не угодил Китай, если ивановскую версию о наркоследе в Жанаозене возьмут в разработку. Ладно, дестабилизировать ситуацию в родном Казахстане с целью захвата власти, к чему ведут все наши следователи. Но зачем беглому банкиру наводнять дорогостоящим героином Синьзян-Уйгурский автономный округ, а в особенности — российский Северный Кавказ? Видимо, Иванова перед заседанием КСОПН очень попросили сказать что-нибудь животрепещущее про Жанаозен, а он возьми и перестарайся, попутав Аблязова с Березовским и Закаевым, также жившими в Лондоне…
Косить надо, и баста!
Все эти «мелкие» нестыковки не помешали российскому гостю с пафосом заявить, что страны ОДКБ идут путем русских князей, долгие годы принимавших на себя удары татаро-монгольского ига и прикрывавших от него грудью неблагодарную Европу.
- Сегодня именно государства ОДКБ являются основной целью и даже мишенью наркотрафика из Афганистана. На сегодня на севере Афганистана сконцентрирован наркоиндустриальный кластер мощностью в 500—600 героиновых лабораторий, где размещена промышленно-индустриальная переработка заготавливаемого на юге Афганистана опиума-сырца, — заявил он. — То есть создана своего рода героиновая помпа, и данный наркокластер целевым, я бы сказал — направленным образом бомбардирует концентрированным, промышленной чистоты наркотиком государства ОДКБ. Инициируя и финансируя вспышки терроризма и экстремизма, генерируя общую нестабильность. Очевидно, что организованное в Афганистане наркопроизводство накрывает плотным, интенсивным наркотрафиком всю территорию региональных государств, особенно стран ОДКБ, генерируя, как протуберанцы, разного рода вспышки насилия и экстремистские проявления. Наш анализ свидетельствует, что транзит афганских наркотиков поддерживает индекс убийств в среднем в десятки раз выше, чем в среднем по Европе.
Неблагодарная же Европа идет на поводу у лидера Североатлантического альянса — США, который, войдя в Афганистан, вместо того, чтобы по примеру советских зайцев косить трын-траву под корень, бросает хищные взоры на границы постсоветских государств, предлагая своих инструкторов — потенциальных батыров-лазутчиков — для изымания обработанного наркозелья.
- В Афганистане сконцентрирована колоссальная вооруженная группировка, которая, казалось бы, способна в кратчайшие сроки ликвидировать первоисточник афганских наркотиков, то есть их выращивание и переработку в героин, — возмущался глава российской ФСКН. — На деле же происходит ровно обратное: количество натовских силовиков в Афганистане составляет на сегодня четверть миллиона иностранных военных. Если к ним добавить еще 300 тысяч афганских силовиков, то, исходя из площади посевов опиумного мака в 130 тысяч гектаров, получается по пять силовиков на 1 гектар наркопосевов, то есть по одному силовику на каждые 2 тысячи квадратных метров.
Далее спикер приступил к расчетам на пальцах и сообщил, что 2 тысячи квадратов — это, по сути, площадь одного небольшого супермаркета.
- Соответственно, если всю эту вооруженную мощь натовских силовиков обратить на реальный предмет антинаркотической борьбы, то задачу уничтожения наркопосевов можно решить крайне быстро — за день-два, — высчитал Иванов. — Если дневная норма косаря — это 5 тысяч квадратных метров, то тут работы всего на три-четыре часа, чтобы скосить все посевы, в которых зреет смерть для жителей Евразии. Однако НАТО не занимается уничтожением посевов и практически не уничтожает нарколаборатории, за последний год их количество увеличилось на 50, и они продолжают успешно трудиться на героиновом фронте!
Вместо реальной работы ответственные товарищи из ОДКБ и ФСКН видят «нарастающую систематическую активность наших партнеров по НАТО, прежде всего лидера НАТО — США, направленную на борьбу не с наркопроизводством героина в Афганистане, а уже с его последствиями на территории наших стран, государств — членов ОДКБ».
- Возникает парадоксальная ситуация: североатлантическая региональная организация упорно стремится бороться с наркотиками не в месте дислокации их производства, а на территории государств ОДКБ, — констатировал оратор.
Затем Иванов предложил четко расставить все точки над i, указав янки, где начинается черта, за которой «гоу хоум».
- В нынешней ситуации представляется целесообразным четко разграничить не только зоны ответственности, но и функции наших столь разных региональных организаций. То есть провести своего рода кооперацию усилий ОДКБ и НАТО по решению столь глобальной проблемы: Североатлантическому альянсу целесообразно сосредоточиться на ликвидации наркопроизводства на территории Афганистана, а ОДКБ — на пресечении наркотрафика на территории своих государств, — распределил роли Виктор Иванов. — Такая кооперация, мне кажется, послужила бы делу более эффективной ликвидации наркопроизводства. И очевидно, что конструктивнее разработать и принять центральноазиатский антинаркотический пакт между ОДКБ и НАТО, чем обсуждать малопонятную и одностороннюю азиатскую антинаркотическую инициативу. Считаю необходимым с позиции ОДКБ организовать в ближайшее время подобное разделение труда в Центральной Азии в рамках антинаркотической кооперации наших организаций.
Не Аблязовым единым…
Изобличение американских империалистов, использующих святое дело борьбы за мир без наркотиков в интересах Белого дома, едва не зашло в тупик, когда Иванов в пылу выступления привел в качестве примера арест и осуждение на 25 лет россиянина Виктора Бута.
- Последний случай с Виктором Бутом, арестованным в Таиланде, показывает, что наши заокеанские партнеры используют антинаркотическую линию в качестве предлога для реализации своих геополитических интересов, — заявил директор федеральной службы России. — Миссия ОДКБ — направить проблему обеспечения антинаркотической безопасности из сферы геополитических игр, любых — больших и малых, в сферу прямой защиты жизни наших граждан и обеспечения стабильности наших государств.
С последним утверждением все присутствовавшие согласились. Правда, им не совсем было понятно, почему россиянин, осужденный за контрабанду оружия, приводится в примере «кривосудия» по наркотической статье, ну да не одному же Аблязову носить бороду и чалму! К тому же оратор, похоже, именно в этом месте почувствовал, что его несет не хуже Остапа Ибрагимовича. И потому поспешил признать, что проблему афганского наркотрафика одной «косьбой» не решить.
- По данным ООН, в Афганистане сложились гигантские склады наркотиков, которые достигают 20 тысяч тонн, что в случае полной ликвидации опиумного мака еще до 10 лет позволит продолжать поставлять наркотики в режиме прежней интенсивности. Поэтому эта проблема уже выросла из предела только полицейского восприятия, — сказал Иванов во время выхода к прессе.
И для пущей объективности добавил, что не все так хорошо с антинаркотической борьбой и на пространстве ОДКБ.
- В феврале прошлого года совет глав государств — членов ОДКБ принял заявление, в котором поддержал российский план «Радуга 2», и впервые обратился в Совбез ООН с инициативой квалифицировать наркопроизводство в Афганистане как угрозу международному миру и безопасности, — напомнил глава ФСКН. — Данное заявление является беспрецедентным, поскольку позволяет консолидировать усилия всего мирового сообщества и повысить роль ООН в решении этой проблемы. К сожалению, реакции Совбеза ООН на это заявление до сих пор нет. Однако это свидетельствует лишь о том, что важнейшее решение глав государств ОДКБ не было потом поддержано систематической работой соответствующих ведомств стран-участниц.
Кто, если не мы?
А потом астанинский воздух, вызывающий у представителей самых разных национальностей и стран позывы к заявлениям глобального масштаба, сыграл злую шутку и с Ивановым — он предложил добиваться от ООН и прочих международных организаций внесения в их уставные документы понятия «антинаркотическая безопасность».
- Разве не парадоксально, что планетарная наркоугроза существует и разрушительно действует в колоссальном масштабе, а соответствующего ей типа безопасности ни на глобальном — ооновском, ни на региональном, ни на национальных уровнях не существует? — задался риторическим вопросом россиянин. — Во всех основополагающих документах в сфере безопасности наших государств гигантская планетарная проблема наркопроизводства и наркотрафика проходит практически малозаметным, я бы сказал — косвенным упоминанием в виде отдельных слов через запятую на фоне других, подчас менее масштабных проблем. Поэтому необходимо форсированное введение и продвижение понятия «антинаркотической безопасности» как системы механизмов инструментальной защиты государства и населения от планетарных центров наркопроизводства и глобального наркотрафика с приоритетом их ликвидации в качестве принципиально нового типа безопасности в системе деятельности ОДКБ.
По его мнению, ОДКБ могла бы пойти и дальше, превратив антинаркотическую безопасность в «центральное содержание новой мировой повестки, заместив перетягивающую на себя одеяло антитеррористическую безопасность».
- Причем анализ показывает, что зачастую накал экстремистской или террористической активности во многом базируется на транзите наркотиков, а наркотрафики разрушают и экономики целых государств, — резонно заметил Иванов. — Уверен, что международный статус и роль ОДКБ существенно возрастут, если организация начнет продвигать такое понятие. Очевидно, что на саммите ОДКБ в мае и на саммите ШОС в июне имело бы смысл ввести понятие «антинаркотической безопасности» в главные итоговые документы организаций или даже инициировать отдельные заявления по обеспечению антинаркотической безопасности как приоритетную задачу ОДКБ и ШОС. Предлагаю рассмотреть проекты таких заявлений на сегодняшнем заседании.
А поскольку воздух свободы продолжал свое воздействие, Иванов сделал еще одно громкое заявление-предложение.
- Именно ОДКБ могла бы выдвинуть еще одну важную инициативу, предложив главам ведущих государств мира провести в одной из столиц государств — членов ОДКБ мировой антинаркотический саммит. Пора ставить проблемы обеспечения антинаркотической безопасности на подобающую высоту! — заключил глава ФСКН с не меньшим пафосом, чем начинал.
У Кремля готов ответ
После такого спича генеральному секретарю ОДКБ Николаю Бордюже осталось посвятить свое выступление некоторым деталям деятельности координационного антинаркотического совета.
- Опыт межгосударственной антинаркотической деятельности ОДКБ свидетельствует о необходимости перехода от организационных шагов и разовых мероприятий к системным долгосрочным мерам, предусматривающим серьезную финансовую составляющую, — из такого вступления Бордюжи следовало, что не только НАТО за косу еще не взялось. — В этой связи формирование Россией по инициативе руководства ФСКН правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ в Центральной Азии рассматривается нами как элемент эффективного плана действий на этом важном направлении.
В общем, генсек дал понять, что на обещание американцев заслать на наши границы своих инструкторов Кремль отреагировал незамедлительно.
- Решение вопроса об оказании финансовой и организационной помощи Россией государственной службе Кыргызстана по контролю над оборотом наркотиков многократно усиливает возможности этого ведомства, а значит, активизирует антинаркотическую работу на афганском направлении. Надеемся, что в ближайшее время будет запущена аналогичная программа для Таджикистана, — уточнил Бордюжа, куда именно американцам путь уже заказан.
И признал, что при этом в межгосударственной антинаркотической работе «имеются значительные резервы». К таковым он отнес необходимость подготовки списков «наиболее одиозных наркобаронов, деятельность которых представляет угрозу государствам — членам ОДКБ». Будет ли в этом списке фигурировать кто из беглой казахстанской фронды, обыватель, скорее всего, никогда не узнает, потому что, по мысли Николая Николаевича, этот список «возможно, должен носить закрытый характер и использоваться непосредственно в оперативной деятельности». То есть хочешь — вноси в него Рахата Алиева, хочешь — Акежана Кажегельдина, хочешь — Мухтара Аблязова, хочешь — тушканчика, регулярно пересекающего границу в районе Чуйской долины.
- Также необходимо иметь перечень крупных организованных преступных сообществ, осуществляющих крупномасштабные поставки наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, а также финансирующих или осуществляющих террористическую деятельность, — продолжал Бордюжа озвучивать то, что, по идее, более приличествовало говорить главе ФСКН и его коллегам. — Для скоординированной оперативной разработки этих сообществ можно было бы создавать временные группы из числа наиболее опытных оперативных сотрудников. Необходимо продолжить работу по формированию в рамках ОДКБ системы анализа и прогнозирования развития наркоситуации в государствах, с учетом которой можно осуществлять аналитическую работу и антинаркотическую разведку на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях, вырабатывать упреждающие планы борьбы с транснациональными наркосообществами.
Далее Бордюжа перешел, наконец, к финальной серии рацпредложений:
- Хорошую перспективу имеет совместная система подготовки кадров для антинаркотических служб государств ОДКБ, просили бы наркоконтроль России рассмотреть возможность задействовать в этих целях потенциал Сибирского юридического университета ФСКН. С учетом уникальности этого вуза есть предложение придать ему статус базового учебного заведения государств — членов ОДКБ в области подготовки кадров для органов по контролю за наркотиками. Что касается коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, то с учетом включения в 2011 году в реестр формирования сил специального назначения КСОР спецподразделения антинаркотических ведомств важно провести их спецподготовку и боевого слаживания. Это существенно укрепит силовую составляющую ОДКБ на антинаркотическом треке: надеемся, что первым элементом такой работы будет проведение в этом году тактико-специального учения спецназа служб по контролю за оборотом наркотиков, — заключил он.
После этого прессу попросили из зала, а силовики приступили к рассмотрению и одобрению всего вышеозвученного в деталях.