Первый руководитель государственного служащего, уличенного в коррупционном правонарушении, обязан подать в отставку, заявил глава Агентства РК по делам госслужбы Алихан Байменов. Эта норма прописана в новом законе об административной службе. А если в коррупции будет уличен, к примеру, премьер-министр, кто должен будет подать в отставку?
Автор: Наталья РОДНАЯ
Данное новшество вводится в рамках закона об административной службе.
«Я хочу сказать, что это принципиальное нововведение в прохождении государственной службы. Впервые введена норма, в соответствии с которой в случае, если вступил в силу приговор суда, политический служащий либо аким, назначенный им, совершил коррупционное правонарушение, (его руководитель) обязан подать в отставку», — сказал Алихан Байменов.
Впрочем, несмотря на довольно жесткую формулировку, еще открыт вопрос по поводу того, должен ли вообще что-то предпринимать шеф взяточника. Как пространно заметил Байменов (цитируем по сообщению сайта премьер-министра РК), «обязанность подать в отставку отнюдь не означает ее реальное исполнение. Речь идет скорее о постановке вопроса о сохранении доверия к себе».
Интернет-комментаторы тут же задались вопросом: если в коррупции будет уличен министр, например Доскалиев, или чиновники такого ранга, как Буркитбаев или Кулекеев, то кто тогда должен будет подать в отставку? А если вдруг попадется на взятке глава кабмина, кто тогда в отставку должен подать?
Эти вопросы мы хотели задать напрямую Алихану Мухамедиевичу. Его помощник обещал передать ему, что мы звонили, но не обещал, что ответ будет дан. Так что за предположениями обратились к нашим читателям.
Как быть с елбасы?
Директор по исследованиям ОО «Казпотребнадзор» Сергей Акимов отметил, что идея эта, в принципе, не нова. По его словам, активисты давно уже предлагали внедрить подобную практику.
- Но тем не менее очевидно, что данная мера будет иметь своеобразный порог. Если будет уличен в коррупции чиновник, подчиняющийся напрямую президенту, то данная мера не будет работать, — считает он.
По мнению собеседника, эта норма в законе — свидетельство поражения в неравном бою с мздоимством:
- На самом деле подобные меры свидетельствуют о том, что власть зашла в тупик в процессе борьбы с коррупцией и вынуждена прибегать к нетрадиционным мерам, поскольку иные меры во многом исчерпали себя.
Известный юрист Сергей Уткин отметил, что, скорее всего, в законе отражен круг высоких чиновников, которые должны будут подать в отставку, если их подопечный попадется на коррупционном преступлении.
- Есть такие понятия, как непосредственный начальник и прямой начальник. У любого служащего есть целый ряд прямых начальников — отдела, управления, департамента, вице-министр, министр. Но у каждого из них есть непосредственный начальник, — объяснил юрист. — Вот как они это сформулировали, кто должен подать в отставку? Это надо спросить у Байменова, они же мысль какую-то закладывали. Мне кажется, это должен сделать непосредственный начальник, но так может дойти и до президента. Будет ли распространяться на него — вопрос.
Вопрос политической культуры
Политолог Дастан Кадыржанов признался, что немного дезориентирован новыми понятиями — «чиновники класса «А» и класса «Б».
- По старой схеме все были политическими назначенцами. И в 2005 году, когда президент переизбирался, все политические назначенцы, как назначенные президентом РК, подавали в техническую отставку, — напомнил политолог. — Безусловно, политические назначенцы состоят между собой во взаимной политической ответственности.
Если говорить об административном чиновнике, то, по словам политолога, за них в ответе прямой руководитель. И в данном случае речь идет о трудовой ответственности.
- Если министр попадет под уголовное дело, премьер должен подать в отставку. Но дело в том, что министр социально-экономического блока назначается с двух сторон — премьером и парламентом. И в данном случае солидарную ответственность несут премьер с парламентом, — объяснил казус Дастан Кадыржанов.
Поэтому он не считает, что премьер-министр Масимов понесет ответственность, к примеру, за министра сельского хозяйства Мамытбекова.
- Что касается акимов, то я также считаю, что президент напрямую за каждого акима отвечать не будет. Это вопрос безопасности, тем более разные исторические ситуации бывают, — объяснил он. — Да и вряд ли у нас будут такие случаи, что акима возьмут с поличным.
А вообще, по словам политолога, отставка крупных руководителей ранга министров или акимов вопрос общепринятой в стране политической культуры, политической цивилизации.
Очередное громкое заявление
- Правильно у людей возникли вопросы! Ведь почти все главные государственные чиновники, а также судьи всех судов назначаются указами президента страны, — заявил адвокат, член комиссии по правам человека при президенте РК Виталий Воронов.
Он также задается вопросом, как быть с ответственностью назначившего их лица в случае совершения ими коррупционных деяний.
- Ведь большинство из «непосредственных начальников», о которых ведет речь Алихан Байменов, никакого отношения к процессу назначения не имеют, — заметил он. — Все это — борьба со следствиями, а не с причинами. Это делается вместо того, чтобы создавать действенный и прозрачный для общества механизм отбора и назначения на должности самых достойных и незапятнанных.
А по поводу того, может ли эта «коррупционная лестница» довести до хозяина Акорды, Виталий Воронов отметил:
- Ваша логика вам правильно все подсказывает. А вот в «логике» Байменова об этом моменте стыдливо умалчивается…
…Получается, инициатива Агентства по госслужбе и заявление его главы Алихана Байменова об обязанности подать в отставку первого руководителя политического служащего, попавшего на коррупции, — не более чем пустой звук. Наивно было бы полагать, что Нурсултану Назарбаеву стало бы стыдно, к примеру, за главу МВД Касымова и он ушел бы с поста как ответственный за своего назначенца. Тем более что на взятках у нас своих не ловят…
Оригинал статьи: