Часто можно услышать о том, что дни Нурсултана Назарбаева сочтены. Таких страстных предсказаний появляется все больше. Ему пророчат скорую потерю власти то из-за неизлечимой болезни, то благодаря заговору. Реже говорят о массовых протестах, которые могли бы привести к свержению «лидера».
Автор: Александр НАРОДЕЦКИЙ
Однако чем больше об этом говорят, тем настойчивей с этим желанием спорит реальность. Нурсултан Назарбаев как никуда не делся за последние два десятилетия, так никуда не собирается исчезнуть в обозримом будущем. Более того, всем своим поведением он как бы декларирует, что этой стране придется считаться с этим президентом еще очень много лет.
Он ведет себя и поступает так, как будто уверен, что жить ему предстоит довольно долго. Он никуда не торопится. Расчищает политическое поле методично и планомерно, выжимая из государства возможное и невозможное и никогда не теряя цели: избавиться от риска утратить полноту власти.
Где теперь Нуркадилов и Сарсенбаев? А сегодня каждый, в принципе, может разделить их участь. Страх потерять власть, похоже, со временем притупил в елбасы боязнь расплаты за содеянное. Он до сих пор даже не попытался раскаяться за убийства в Жанаозене. Да и нуждается ли президент в чьем-то прощении?
С годами он становится еще более непоколебимым. Железного Феликса свалил туберкулез. У вещего Ленина был примитивный сифилис мозга. На их тщедушном фоне Назарбаев в свои семьдесят с небольшим выглядит почти Гераклом. Прибавьте еще талант иноземных врачей, и вы получите универсальную формулу долгожительства в одном отдельно взятом организме Великой Степи.
Интересно, чем руководствуются те, кто видит его скорый конец? Внешне он является полной противоположностью тем, кого в лагерной зоне сочувственно и снисходительно именуют доходягами. Он, можно сказать, пышет здоровьем.
Казахстанского президента регулярно опекают лучшие врачебные силы дальнего зарубежья. Основной медицинский плацдарм захоплен немецкими специалистами. Однако тело Нурсултана Назарбаева консультируют и израильские, американские, турецкие и еще какие-то звезды от медицины. А его питание является плодом чуть ли не самых последних достижений лабораторных исследований пищи. Ему только жить да поживать. Причем дольше, чем многие предполагают.
Берегут здоровье президента и лучшие психологи. Именно благодаря их рекомендациям режим президента сведен до самого щадящего уровня. Вряд ли он сегодня занят делами страны больше двух-трех часов в день.
Часто его присутствие вообще не обязательно. За двадцать лет постоянного сжимания «государственного ошейника» страна практически перешла в режим автопилота — особенно в том, что касается тотального контроля над обществом. Назарбаев может даже отлучиться на недельку на один из своих турецких или чешских курортов, а машина надсмотра будет функционировать с еще большим рвением.
Подавление как процесс требует времени. Нельзя народ согнуть под себя в одночасье. Для этого нужно постоянство процесса сжатия. Если идут суды над непослушными, то эти суды должны быть непрекращающимися. Страх нужно культивировать в плотной и жуткой атмосфере методичных наказаний. Это было вчера, это продолжается сегодня, и оно должно автоматически перейти в завтра.
Еще не закончилась подготовка суда над Владимиром Козловым, как в недрах системы, рожденной и упроченной Назарбаевым, идет скрупулезный поиск новых жертв. Наглядными примерами режим демонстрирует свою решимость полностью раздавить оппозицию.
Под шум новостных фанфар публично вышел из оппозиционной партии «Азат» космонавт Тохтар Аубакиров. Параллельно он объявил о желании объединиться, как он сказал, «вокруг нашего президента Нурсултана Назарбаева». Во всех объяснениях космонавта так и не смогли наверху спрятать уши, руки и душу того, кто жаждет подобными ползучими ядами отравить и расквасить лагерь оппонентов.
Твердое ощущение перспективы никогда не утрачивалось человеком, для которого лидерство нации, читай — ее принуждение, как раз состоит в том, что оно растягивается на неопределенное время. Организм Назарбаева, похоже, натренирован на длительность. В каждом своем радикально-жестком шаге он как бы резко бросает всему обществу: «Не надейтесь!»
Не исключено, что с такой энергией он переживет многих своих критиков. Любое проявление независимости или неподчинения вызывает в нем немедленную реакцию. А жестко отреагировав, он как бы еще раз предупреждает: «Не надейтесь!»
Это звучит настолько пронзительно, что действительно невольно задумаешься: а вдруг, вопреки чаяниям многих, этот президент будет править-контролировать Казахстан еще пятнадцать-двадцать лет?! Кто и что может ему помешать? А если Никто и Ничто?
Read More:
Назарбаев готов жить долго