5 ноября все 23 жителя маленького поселка Бобровка Зыряновского района (а этот населенный пункт расположен в 2,5 километра от очистных сооружений и в 32 километрах от Зыряновска) отправили в Иртышский департамент экологии письменную просьбу не допустить складирования мышьяксодержащих отходов в этом месте. Свое обращение жители Бобровки хотят направить также в правительство.
(Кстати, до письма жителей Бобровки свыше 7,5 тысячи жителей Зыряновского района просили президента страны выступить против захоронений на хвостохранилище Зыряновского ЗГОКа.)
Риски слишком велики
Одна из подписанток Ольга Щербакова рассказала «Республике»: люди с тревогой восприняли известие о том, что на территории производственной площадки Малеевского рудника планируется хранение токсичных мышьяксодержащих отходов. Кстати, согласно СНиПу РК 1.04–14–2003, п.8.3, размеры
Поселок Бобровка от очистных сооружений находится, как мы уже говорили, на расстоянии 2,5 километра, а река Бобровка — на расстоянии 900 метров. Ближайший ручей, впадающий в эту реку, течет в 74 метрах от того места, где «Казцинк» собирается хранить мышьяксодержащие отходы.
- На нашей территории много водных артерий. Немало редких растений и животных, некоторые даже занесены в Красную книгу. Люди у нас занимаются пчеловодством и скотоводством. Если произойдет авария, как, например, в поселке Секисовка (29 октября на хвостохранилище золотодобывающего комплекса в селе Секисовка Глубоковского района ВКО произошел сброс загрязненных цианидами стоков в местную речку), то токсичные вещества могут попасть в реки, нанести немалый ущерб флоре и фауне, — объяснила Ольга Щербакова.
В этой связи жители Бобровки просят экологов не допустить размещения отходов на территории Глубоковского района. На их взгляд, для этих целей нужно соорудить специальный полигон, как это предусматривает законодательство страны: с максимальной безопасностью для населения, вдали от воды, безо всякого риска для здоровья и окружающей среды.
Отходы свалят и забудут?
Но одно дело
Сейчас очистные сооружения представляют собой станцию приготовления известкового осадка и накопитель, который состоит из четырех открытых резервуа
Но специалисты восточноказахстанского областного филиала Иртышского департамента экологии указали «Казцинку» на то, что глубина залегания подземных вод под картами очистных сооружений и структура грунта не позволяют согласно ст. 217 Экологического кодекса РК и СНиПу РК 1,04–14–2003 размещать здесь промышленные токсичные отходы. Как отметила в своих замечаниях по проекту и.о. руководителя экспертного подразделения филиала Элеонора Кривобокова, заполнение двух карт очистных сооружений отходами фактически произойдет раньше двух лет — а именно этот срок «Казцинк» указал в своем проекте.
Естественно, после заполнения карт опять возникнет проблема размещения оставшегося объема отходов производства. Это ни много ни мало — 9393,88 кубометра. Вопреки экологическому законодательству «Казцинк» в своем проекте «забыл» указать, есть ли техническая возможность для последующего извлечения, транспортировки, последующей утилизации и окончательного захоронения отходов, содержащих мышьяк. На предприятии не предусмотрели и проект ликвидации полигона, как того требует Экологический кодекс РК.
Кроме того, по информации экологов, «Казцинк» постоянно путается в терминах — как именно называются отходы, которые подлежат захоронению. В своем заключении относительно проекта размещения мышьяксодержащих отходов на хвостохранилище Зыряновска эксперты обозначили, что название «скородит», которое употребляет «Казцинк», некорректно. Правильнее называть его мышьякжелезосодержащим кеком.
Элеонора Кривобокова отметила, что промышленная площадка Малеевского рудника, где расположены очистные сооружения, относится к первому классу опасности. Значит, государственную экологическую экспертизу проекта должны проводить не местные экологи, а Министерство охраны окружающей среды. Очевидно, после доработки «Казцинк» отправит свой проект в МООС.
…Впрочем, в «копилке» ТОО «Казцинк» остаются, по информации местных СМИ, еще два проекта захоронений: в горных выработках Греховского рудника и в закладочной смеси для заполнения шахтных пустот Малеевского рудника. Проекты в стадии разработки, поэтому сложно судить об их полной безопасности. Не исключено, что «Казцинк» снова попадет впросак. На поверку «самые экологичные» проекты оказываются экономически выгодными только предприятию. Поэтому неудивительна реакция людей, живущих неподалеку от потенциальных мест захоронения.
Источник: Газета “Голос Республики” №41 (217) от 18 ноября 2011 года
Excerpt from:
Мышьяк для сельских жителей