Для преодоления мирового кризиса нужно решить три проблемы: нехватку кредитов, инвестиций и налоговые трудности, то есть обеспечить правильное распределение преимуществ экономического роста, считает нобелевский лауреат по экономике, председатель Комиссии по экономическому росту и развитию Майкл Спенс.
Автор: Екатерина БАЛАЕВА
Страны с самым высоким доходом в мире испытывают экономические трудности, в основном в сферах роста экономики и занятости населения. Негативные тенденции распространились уже и на страны с развивающейся экономикой, констатирует Спенс в своей статье «Жестокая правда о мировом экономическом росте», опубликованной на портале Project Syndicate.
Первый ключевой фактор, лежащий в основе сегодняшних проблем, это делевередж, то есть сокращение объема кредитования, которое приводит к резкому падению совокупного спроса. С начала финансового кризиса в 2008 году ряд развитых стран вынужден был усилить финансовое регулирование, повысить требования к банкам, что существенно сократило кредитование. Это сказалось на экономическом росте и на рынке труда, пояснил экономист.
Эта ситуация обещает слабый рост в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Если ситуация в Европе ухудшится или же в Америке возникнет тупиковая ситуация из-за «фискального тупика» в начале 2013 года (истечет время урезания налогов, и автоматически вступит в силу сокращение расходов), серьезный экономический спад практически неизбежен.
Второй фактор — это инвестирование, продолжает Спенс. Долгосрочный рост экономики нуждается в индивидуальном инвестировании (в образование и повышение квалификации), а также в правительственном инвестировании и в инвестициях в частном секторе экономики. Резкое сокращение инвестиций немедленно сокращает рост экономики и сужает возможности в сфере занятости.
Жестокая правда заключается в том, что обратная сторона модели экономического роста, построенной по типу «рост за счет роста потребления», которая превалировала до кризиса, — это нехватка инвестиций, особенно в государственном секторе, пишет ученый.
Еще одним ключевым вопросом являются налоги. Если увеличивать капиталовложения в госсектор без повышения налогов, бюджетные сокращения потребуются во всех сферах, дабы избежать чрезмерного роста госдолга.
Поэтому самая сложная задача — как распределить преимущества от экономического роста. Рост доходов среднего класса в большинстве продвинутых стран находится в стагнации, также сужаются возможности в сфере трудоустройства. Доля дохода, отходящая владельцам производств, растет за счет работников. Эти тенденции отражают сочетание таких факторов рынка, как технологизация и глобализация, которые возникли в последние два десятилетия.
Трудосберегающие инновации и автоматизация производства помогли вбить клин между ростом экономики и трудовой занятостью — вот эффект технологизации.
А глобализация привела к тому, что международные компании получают также все больше возможностей разделить производство географически и функционально, а затем получать конечный, соединенный продукт по более низкой стоимости. Этот процесс делает невозможной защиту работников, как это было при локализованном производстве.
Решить данную задачу особенно трудно, поскольку экономическая политика никогда не была в первую очередь сфокусирована на неблагоприятных тенденциях распределения производства. Положение мог бы спасти разумный государственный баланс, когда часть дохода, утекающего владельцам производств, вернулась бы в казну, считает эксперт. Но, к сожалению, позиции фискальных институтов в мире слабы.
В результате нехватка кредитов продолжает править бал в ряде стран, сокращая рост экономики, а финансовые контрмеры, применяемые для решения проблем, ограничены высоким или растущим госдолгом и дефицитом. До сих пор существует недостаточно доказательств того, что политики и общество готовы сокращать текущее потребление через налогообложение для того, чтобы создать задел для роста инвестиций.
Таким образом, резюмирует Спенс, глобальная экономика столкнулась с масштабным, многолетним периодом низкого роста. Этот сценарий предполагает более медленный рост глобального ВВП — вероятно, рост снизится на 1—1,5 процента и в развивающихся странах, включая Китай.
Excerpt from:
Мировая экономика зашла в тупик