Министр по борьбе с коррупцией Великобритании подала в отставку во вторник после пристального внимания СМИ к тому, получала ли она финансовую выгоду от своих отношений с тетей, бывшим премьер-министром Бангладеш Шейх Хасиной, а также после шквала сообщений о том, как оплачивалась лондонская недвижимость, в которой она жила.
Тулип Сиддик занимала должность экономического секретаря казначейства Великобритании после прихода к власти Лейбористской партии в июле прошлого года. Хасина, чье правительство рухнуло в августе прошлого года после массовых студенческих протестов, в настоящее время является объектом продолжающегося расследования хищений в Бангладеш.
В декабре Сиддик была названа вместе со своей семьей в расследовании и отрицала правонарушения. С тех пор она столкнулась с растущим количеством вопросов из-за сообщений СМИ о том, что она проживала в нескольких объектах недвижимости, связанных с политическими союзниками ее тети. Репортаж The Sunday Times связал Сиддик через один из объектов недвижимости с двумя офшорными компаниями, которые появились в утечке «Панамских документов». Расследование ICIJ 2016 года Panama Papers было основано на 11,5 миллионах просочившихся документов, которые проливают свет на офшорный финансовый мир.
Сиддик проживал в недвижимости в районе Хэмпстед в Лондоне, которая изначально была куплена Pedrok Ventures Ltd., показывают документы Panama Papers. The Sunday Times сообщила, что Pedrok Ventures финансировалась за счет кредита в размере 125 000 долларов, позже списанного, второй офшорной компанией, известной как Harberton SA, согласно просочившимся документам. Двое из акционеров последней компании, братья Насим и Масуд Али, являются бизнесменами, которые возглавляли фирмы в энергетическом секторе Бангладеш.
Harberton SA была ликвидирована в декабре 2004 года; вскоре после этого недвижимость в Хэмпстеде стоимостью 342 000 долларов (243 000 фунтов стерлингов) была передана во владение Моину Гани, известному бангладешскому юристу, сообщает The Sunday Times. По данным The Sunday Times, Гани связан с семьей Сиддика и Авами Лиг — политической партией Хасины — через своих родителей.
Согласно записям о собственности в Великобритании, Гани подарил квартиру в Хэмпстеде сестре Сиддика Азмине в 2009 году. Сообщается, что Сиддик тогда жила в квартире, указав ее в качестве своего адреса в 2012 и 2014 годах. Позже ее сестра продала квартиру в 2020 году более чем вдвое дороже, чем она была куплена.
В Бангладеш Сиддик находится под следствием Комиссии по борьбе с коррупцией Бангладеш в связи с обвинениями в том, что ее тетя Хасина и политические союзники ее тети «потенциально присвоили миллиарды фунтов стерлингов и что часть денег была использована для покупки недвижимости за рубежом», сообщает The Sunday Times.
Комиссия заявила, что также намерена расследовать роль Сиддик в сделке по ядерной энергетике между Бангладеш и Россией в 2013 году. Ранее ее допрашивала группа по вопросам собственности и этики Кабинета министров Великобритании в связи с ее участием после того, как комиссия Бангладеш обвинила ее семью в хищении миллиардов через атомную электростанцию. Сиддик неоднократно отрицала свою причастность к посредничеству в сделке, а источники, близкие к ней, ранее называли обвинения в том, что она координировала встречи между чиновниками, «сфабрикованными обвинениями» и «полностью политически мотивированными», согласно The Guardian.
Несмотря на неоднократное отрицание правонарушений, Сиддик заявила в письме об отставке премьер-министру Великобритании Киру Стармеру, что сохранение ее министерской должности будет «отвлекать от работы правительства», сообщает BBC. Лори Магнус, советник премьер-министра по министерским стандартам, которая рассматривала поведение Сиддик, сказала Стармеру, что Сиддик не действовал ненадлежащим образом, но что он «не смог получить всеобъемлющего комфорта в отношении всех вопросов, связанных с недвижимостью Великобритании», сообщает BBC. Магнус постановил, что Сиддик не нарушила ни одного министерского кодекса, но «непреднамеренно ввела в заблуждение» общественность относительно недвижимости в Кингс-Кросс, подаренной ей застройщиком, связанным с бывшим правительством Бангладеш, сообщает BBC.
В своем письме об отставке Сиддик заявила, что ее семейные связи были предметом публичных записей, и что ей посоветовали отстраниться от вопросов, касающихся Бангладеш, чтобы избежать восприятия конфликта интересов. «Я хочу заверить вас, что я действовала и продолжаю действовать с полной прозрачностью и по совету должностных лиц по этим вопросам», — написала она в своем заявлении об отставке.
Отставка Сиддик произошла менее чем через два месяца после того, как бывший министр транспорта Луиза Хейг подала в отставку после того, как стало известно, что она признала себя виновной в мошенничестве более 10 лет назад.
Стармер выразил доверие Сиддик в течение нескольких недель, предшествовавших ее отставке, и принял ее отставку «с грустью», согласно BBC, заявив в письме в ответ на ее отставку, что «дверь остается открытой» для нее в будущем. Премьер-министр подчеркнул, что его советник по стандартам не нашел «никаких доказательств финансовых нарушений».
Лидер Консервативной партии Кеми Баденох отреагировал на новость об отставке Сиддика постом на X, заявив, что на прошлой неделе стало ясно, что позиция бывшего министра экономики была «совершенно несостоятельной», и что премьер-министр «колеблется и медлит, чтобы защитить своего близкого друга».
Источник: Международный консорциум журналистов-расследователей