Китай планомерно и интенсивно осваивает месторождения углеводородов в Центральной Азии, не скупять на финансовые затраты
Так, ради получения больших объемов туркменского газа Китай инвестирует в разработку крупных месторождений в Туркмении, в возведение трубопроводов, транспортирующих оттуда газ через территории Узбекистана, Киргизии, а теперь и Таджикистана. На днях СМИ сообщили о том, что китайская национальная корпорация CNPS с этой целью создала совместное предприятие с «Таджиктрансгазом». Речь идет о строительстве так называемой «четвертой ветки» через Памир. Предыдущие ветки, выходящие из Туркмении, где китайцы осваивают месторождение «Галкыныш», уже охватили Узбекистан, Казахстан и Киргизию. Если судить по заверениям Ашхабада, то речь идет об увеличении поставок туркменского газа к 2017—2020 годам едва ли не до 65 млрд кубометров, а это фактически полностью привяжет Ашхабад к китайскому покупателю топлива. Да и страны-соседи, будучи охваченными ветками китайского инвестиционного плюща, от которого уже не избавиться, попадают во все более сильную кредитную и транспортную зависимость от мощно пульсирующего Китая. Особенно это касается таких слабых государств, как Таджикистан и Киргизия.
А тут еще Россия, за счет которой республики Центральной Азии рассчитывают поддерживать определенный модус независимости в отношениях с Китаем, испугала их молниеносным присоединением Крыма в рамках защиты русскоязычного населения от дискриминации. Растерянность, которую испытывают руководители стран региона после резкого обострения «крымского кризиса», объективно создает благоприятные условия для еще более интенсивного китайского мирного наступления на Центральную Азию.
Это неполный текст статьи: