На фоне украинских событий заметен рост двух трендов. С одной стороны, активизировались наши националисты, усматривающие в реваншизме кремля угрозу казахстанскому суверенитету, а с другой — налицо рост антинационалистических настроений. Люди видят в нарождающемся национализме угрозу социальной стабильности и межнациональному миру.
Начнем с того, что казахский национализм, как реальный субъект политической жизни Казахстана пока не состоялся. Есть тенденция, которую олицетворяют отдельные персоны и две-три группки активистов, позиционирующих себя казахскими националистами. С точки зрения претензий на участие в политической жизни страны это абсолютно не серьезно.
Если и есть национализм у казахов, то он пока на уровне кухонных разговоров. Идейно и тем более организационно его нет ‚и пока не видно предпосылок для его актуализации. Так что опасения по поводу возможности прихода националистов к власти в Казахстане, высказываемые со стороны интернационально ориентированных граждан, беспочвенны — сегодня у националистов нет никаких шансов прийти к власти.
Однако это не означает, что ситуация не может измениться. Парадоксально, но во многом это будет зависеть именно от того, как поведут себя русские в Казахстане. Все может измениться, если русские, поддавшись очарованию “синдрома Крыма”, начнут подыгрывать путинскому реваншизму. Именно квартирантские пророссийские настроения и требования изменения статуса русского языка могут серьезно изменить ситуацию в стране в пользу казахского национализма.
Угроза потери усиления зависимости Казахстана от России с перспективой потери части суверенитета может подтолкнуть казахов к активному национализму. Это реальность сегодняшнего дня, без учета которой можно получить большую проблему, сопоставимую с тем, что сегодня происходит в Украине.
Грубо говоря, актуализация русофильства в Казахстане в форме поддержки нынешнего реваншистского курса Кремля может стать серьезной причиной для всплеска казахского национализма. Как, впрочем, и наоборот — актуализация казахского национализма в качестве ответной реакции может вызвать рост пророссийских настроений и даже сепаратизма.
Правда, учитывая слабость националистической традиции вообще и отсутствие политически оформленного национализма в частности последнее маловероятно. Куда более вероятнее другое — что подогретой Москвой реваншистское сознание части казахстанцев, замешанное на антизападной ксенофобии, может привести к требованиям объединения в политический союз с Россией. Это с большой долей вероятности спровоцирует в качестве ответной реакции рост активности казахских националистов.
Если сказанное выше верно, то напрашивается вывод. Казахстанскому обществу, где достаточно сильны принципы этнической толерантности и интернационализма, принципиально важно не допустить углубления наметившейся идеологической поляризации. Нельзя, чтобы часть населения идеологически ушла под Россию, часть цеплялась за этническую самодостаточность и изоляционизм, а часть ориентировалась на Запад.
Сегодня именно эти три разнонаправленных вектора идеологической ориентации наблюдаются в нашем обществе. Именно между ними разворачивается основной общественно-политический дискурс: куда двигаться Казахстану, каким ему быть. Пока этот дискурс идет относительно цивилизованно, но с учетом влияния российско-украинских событий антагонизм противостояния нарастает, что может привести к более жесткой конфронтации в обществе.
Здесь свою роль должно сыграть государство. Во-первых, необходимо уменьшить пропагандистское воздействие российских СМИ, создав им соответствующие информационные альтернативы. Нужно уменьшить, а лучше исключить нынешнее доминирование российского информационного воздействия на казахстанцев. Люди должны получать мнения и оценки о происходящем в стране и мире из различных информационных источников.
Во-вторых, нужна государственная программа по формированию патриотического сознания, ценностей и настроений в обществе. Основной принципиальный момент этой программы — формирование патриотизма, основанного не на этническом, а на гражданском самосознании. Подход один: не важно, кто человек по национальности, важно, что он гражданин Казахстана, где в качестве полноправного члена является полноценным субъектом гражданственности.
Понятно, что такой подход к человеку, который подумывает об отъезде из страны, молится на Путина, видя в нем защитника всех русских, и даже может быть имеющий сепаратистские настроения — всего лишь аванс. Но именно с этого аванса и должно начинаться строительства не разделенного этнически, конфессионально и идеологически общенационального государства.
В принципе, если отбросить некоторые издержки и недоработки, можно сказать, что Казахстан развивался именно в этом направлении. Принципиально менять ничего не надо, все, что нужно сегодня, это правильно расставить акценты и еще раз обозначить принципы казахстанской гражданственности — единство в гражданстве всех проживающих в стране.
Сегодня в связи с новыми вызовами времени очень важно это более четко и внятно артикулировать. Казахи еще раз должны услышать, что это их земля, на которой создано именно казахское государство, где все равны в гражданстве независимо от своего этнического происхождения. Все другие этносы должны услышать, что они полноценные граждане этой страны, где они не могут подвергаться дискриминации по этническому, языковому, религиозному и идеологическому признаку.
Это должно красоваться на каждом билборде. Печататься в каждой газете. Звучать со всех телеэкранов, из каждого радиоприемника. Это ежедневно должны повторять президент, парламентарии, политики, общественные деятели. Это должно звучать в песнях и стихах. И еще показательная жесткость к тем, кто пытается эти принципы нарушить.
Хватит про «собирателя земель» Путина и про встающую с колен Россию. Хватит про фашистов и бандеровцев в Украине. Это чужие мифы, не имеющие к казахстанцам никакого отношения, более того мешающие нам оставаться трезвыми в оценке самих себя. Пора о своем насущном, о том, что объединяет и укрепляет доверие в обществе, цементирует гражданственность, делает нас гражданами одной страны.
Если мы не хотим повторения гражданского противостояния подобного тому, что развязали русские националисты на Востоке Украины, самое время серьезно задуматься о тех гражданах страны, которые спят и видят себя в России. Они радуются захвату Крыма и успехам боевиков Донбасса. Для них «русская весна» Путина это демонстрация всем, что есть еще имперский порох в российской пороховнице.
И это не эпизод, не отдельные проявления — это настолько массово, что в пору говорить о наличии в Казахстане мощной пятой пророссийской пятой колоны, которая де-факто сформирована в Казахстане из числа проросийски настроенных граждан, не скрывающих своего желания возродить былую империю с ее патологией видеть врагов везде и во всем.
Интересно что это не только русские, там полно и казахов и представителей прочих этносов. Можно сказать, что это реваншистское лобби имеет интернациональный состав. И это говорит о том, что в основе реваншизма, охватившего часть населения, лежит не национализм, а имперскость, слава былого величия, все то, что грело бывших совков в их бесправии и нищете. Нам только этого не хватало. В добавление к нашему вечно-транзитному авторитаризму имперской дури в объятиях путинской России.
Полагаю, что для всех, кто не стал законченным продуктом российского агитпропа, кто сохраняет трезвость ума и понимание важности поддержания гражданского единства, очевидным является необходимость противостояния как реваншистскому угару и ксенофобии части казахстанцев, поверивших в «русскую весну» президента Путина, так и казахскому национализму, могущему получить развитие в ответ на угрозы суверенности Казахстана.
Это очень напоминает мифические Сциллу и Харибду, проскочить между которыми было чрезвычайно сложно. Постимперский реваншизм и казахский национализм — это наши Сцилла и Харибда. Проскочить между этими двумя могущими в любой момент столкнуться общественными трендами задача, прямо скажем, не из легких. Но в любом случае это не повод для того, чтобы опускать руки.