Международный валютный фонд оценил проведенные Банком России
Результаты
Однако в исследовании МВФ говорится, что валовые убытки банков могут быть значительными и составить около 35% капитала, в основном —
По состоянию на 1 ноября российские банки, активы которых превышают 38 триллионов рублей, имели совокупный капитал в размере 4,9 триллиона рублей. За десять месяцев они заработали 676 миллиардов рублей прибыли. Уровень достаточности капитала банковского сектора составляет около 15% при минимальных 10%.
Но МВФ полагает, что банки РФ могут быть более уязвимы к шокам, чем это предполагают
«Доля реструктурированных кредитов в общем объеме крупных ссуд значительно выросла в кризис и продолжает оставаться на высоком уровне. Кредиты, которые были пролонгированы, возможно, имеют более низкое качество, а таких кредитов 90% в реструктурированном портфеле», — отмечено в исследовании.
С учетом этого оценки кредитных потерь от экономического шока могут быть более существенны и повлечь большее снижение капитала: дополнительное создание провизий может стоить еще 20% их капитала. Это особенно актуально для госбанков и крупных частных банков, имеющих большую долю реструктурированных кредитов. На банки из
На этой неделе Сбербанк, крупнейший госбанк России, сообщил, что объем реструктурированных кредитов на конец сентября достиг 969,6 миллиарда рублей, или 13,3% кредитного портфеля, увеличившись за квартал на 46%, или на 307,2 миллиарда рублей. Банк объяснил рост техникой их учета, а не ухудшением качества.
У ВТБ объем кредитов, по которым были пересмотрены условия, на 30 июня 2011 года составлял 256,4 миллиарда рублей, или 7,8% общего кредитного портфеля.
МВФ считает, что размер провизий у российских банков находится на минимальном уровне. И это даже с учетом обеспечения по кредитам, качество которого сильно варьируется, а его продажа в нынешних условиях не покроет оценку. С начала года объем резервов, накопленных банками, почти не изменился и составляет около 1,9 триллиона рублей, объем просроченных кредитов — 1,2 триллиона рублей.
К слабостям российской банковской системы МВФ относит также высокую концентрацию портфеля и кредитование аффилированных лиц.
«У российских банков плохо диверсифицированная клиентская база — большинство банков имеют высокую концентрацию по обе стороны баланса. На долю пяти крупнейших заемщиков в среднем приходится 5% активов и 50% капитала, а у мелких банков эти показатели выше, — сказано в исследовании. — Кроме того, очень большое количество небольших банков сконцентрировано на кредитовании собственников и аффилированных структур, но реальные цифры концентрации могут быть выше».
ЦБ заинтересовался проблемой аффилированности заемщиков в кризис, когда на грани выживания оказались банки, у которых почти весь кредитный портфель приходился на владельцев — через не связанные между собой, но принадлежащие одному лицу компании. Российский регулятор предложил ввести новый норматив, ограничивающий их кредитование.
Аналитики считают, что опасения МВФ не напрасны. Они не исключают, что банки столкнутся с серьезными проблемами
Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева также указывает на проблему «плохих» долгов: «Сейчас у нас накопились “плохие” долги, но инфляция низкая и долги не обесцениваются. Поэтому для банковской системы 2012 год будет годом серьезных испытаний. Серьезной инфляции не предвидится почти до конца 2012 года. Темпы экономического роста точно сильно не вырастут. Избыточной ликвидности тоже неоткуда взяться».
Кроме того, как отметила эксперт, банкам будет сложно повышать ставки по кредитам для увеличения прибыли. В 2008 году впервые в постсоветской истории в России были положительные процентные ставки по депозитам, и население четко на них отреагировало, вкладывая свои деньги в банки. «Сейчас ситуация похожая, только с гораздо меньшей маржой. Процентные ставки уже растут, они переходят в положительную область. С другой стороны, инфляция низкая — параллельно задирать ставки по кредитам теми же темпами, что растут ставки по депозитам, будет невозможно, потому что будут падать темпы кредитования», — указала аналитик.
К тому же банки вряд ли смогут заработать на колебаниях курса рубля. «Сейчас некоторым все еще кажется, что рубль будет девальвироваться и можно будет сыграть на валютном курсе, как в 2008 году. Но мне кажется, что сейчас ситуация другая, рубль не будет так же продолжать обесцениваться. Попытки поиграть на валютном курсе могут кончиться плохо. Резкое падение возможно, только если в Европе произойдет нечто катастрофичное. Курс, конечно, может медленно обесцениваться, но играть на этом при текущей политике ЦБ будет сложно», — предупредила Ксения Юдаева.
Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко полагает, что в 2012 году банки столкнутся с огромными проблемами в тот момент, когда им нужно будет погашать кредит перед Центральным банком. «
Таким образом, российские банки вновь становятся перед дилеммой: сокращать объемы кредитования и улучшать качество портфеля или рискнуть проскочить кризис, сосредоточившись на увеличении прибыли.