Процесс в Актау по делу Владимира Козлова надо рассматривать в политическом контексте, заявил в Берлине побывавший в зале суда уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Маркус Лёнинг.
Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Маркус Лёнинг (Markus Loning) только что вернулся из поездки в Казахстан. В понедельник, 10 сентября, он поделился своими впечатлениями с несколькими берлинскими журналистами.
Разные правозащитники
Маркус Лёнинг
В Астане он встречался с официальными правозащитниками — омбудсменом по правам человека, уполномоченным по правам человека в МИД Казахстана и дочерью президента Назарбаева Даригой, которая, занимая пост председателя парламентского комитета по социально-культурному развитию, отвечает, по словам Лёнинга, в частности, и за свободу печати в стране.
Беседы с ними он назвал “конструктивными”. Партнеры по переговорам не пытались приукрасить ситуацию и были готовы обсуждать имеющиеся проблемы, правда, объясняли их преимущественно прошлым Казахстана в составе СССР и небольшим сроком независимости республики.
На следующий день в Алма-Ате собеседниками немецкого уполномоченного были правозащитники, журналисты, представители неправительственных организаций, которые, заявил Лёнинг, “изложили свой взгляд на вещи, отличный от мнения правительственной стороны”. По оценке правозащитников, добавил он, после либеральной фазы в первой половине 90‑х годов в Казахстане начали шаг за шагом ограничивать гражданские права и свободы, закручивать гайки в медиа-пространстве, особенно в сфере электронных СМИ, оказывать все большее давление на независимых, критически настроенных журналистов.
Процесс в Актау
Затем Лёнинг отправился в Актау, где проходит судебный процесс по делу Владимира Козлова — председателя Координационного комитета до сих пор незарегистрированной в Казахстане оппозиционной партии “Алга!”.
Его обвиняют в разжигании социальной розни, создании организованной преступной группы и даже в публичных призывах к свержению конституционного строя во время кровавых беспорядков в Жанаозене в декабре 2011 года.
“Нас без проблем пустили в зал суда, — рассказал Лёнинг, — но, к сожалению, не разрешили с ним поговорить”. Судья отклонил просьбу адвокатов Козлова позволить наблюдателю из Германии пообщаться с их подзащитным 10–15 минут в обеденный перерыв или в следственном изоляторе.
Позитивно Лёнинг оценивает большое внимание общественности к этому процессу, за которым следят, как он выразился, “польский коллега из Европейского парламента, представитель ОБСЕ, дипломаты британского посольства, сотрудники международных и казахстанских неправительственных организаций”.
Атмосферу, в которой проходят судебные заседания, он считает вполне приемлемой, но сам процесс рассматривает в политическом контексте. “Казахстанские суды не славятся тем, что выносят приговоры самостоятельно, руководствуясь исключительно буквой закона, — заявил Лёнинг. — Проблема в том, что судьи зачастую не являются независимыми”.
Осмотрелся немецкий уполномоченный и в самом Жанаозене, побывал в тех местах, где 16 декабря 2011 года погибли как минимум 17 человек, беседовал с их родными и близкими, женами осужденных нефтяников. “Один был застрелен в лоб, второму пуля попала сначала в спину, а затем в сердце”, — рассказал Лёнинг со слов родителей двух погибших, которым было всего 24 и 28 лет.
Что произошло в Жанаозене?
Никто в Жанаозене не смог ему толком объяснить, что происходило в городе в тот роковой декабрьский день. Каждый рассказывал Лёнингу другую историю, делился домыслами о подоплеке событий, но никто не мог поведать, как все случилось на самом деле.
На процессе по делу Владимира Козлова в Актау
“Президент создал специальную комиссию по расследованию, но результаты ее работы не известны общественности, — сказал Лёнинг. — Между тем крайне необходимо до последней детали установить картину происшедшего. Кто поименно был на месте из числа сотрудников правоохранительных органов? Кто командовал? Кто выдал оружие? Откуда оно взялось? Был ли приказ открыть огонь? Почему началась стрельба? Кто конкретно стрелял?”
На такие вопросы, с точки зрения Лёнинга, надо ответить со всей скрупулезностью, а ответственных предать суду. Осуждение пяти полицейских в связи с событиями в Жанаозене и отставки некоторых должностных лиц он считает недостаточным. А вот приговоры, вынесенные 37 нефтяникам, Лёнинг называет “неадекватными” и призывает помиловать тех, кто еще отбывает наказание.
“Я думаю, — резюмировал Маркус Лёнинг, — это был бы очень хороший сигнал, если бы президент помиловал и освободил тех последних нефтяников, которые еще находятся в тюрьме”.
В конце августа, выступая в Берлине на публичной дискуссии с участием правозащитников из Казахстана Маркус Лёнинг заявил, что считает ошибкой тот факт, что в свое время Германия поддержала заявку Астаны на председательство в ОБСЕ. После поездки в страну он не изменил своего мнения. Отвечая на вопрос DW, он отметил, что председательство в этой организации не привело к демократизации внутри Казахстана, на что рассчитывали в Берлине. “Оценивая ситуацию задним числом, можно говорить о разочаровании, — констатировал он в этой связи. — Надо быть честным и признать, что такой расчет не сработал”.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Read more here:
Маркус Лёнинг: События в Жанаозене необходимо тщательно расследовать