Глава Беларуси Александр Лукашенко 29 января рекордных семь часов общался на пресс-конференции с журналистами из 260 СМИ. И что любопытно — многие из изданий занимают весьма критическую позицию по отношению к политике действующего президента страны.
Большую часть времени пресс-конференции, как и ожидалось, Александр Григорьевич отвечал на вопросы, которые так или иначе были связаны со взаимоотношениями России, Беларуси и Украины. Предлагаем вам наиболее интересные и показательные высказывания президента Лукашенко.
Факты в студию!
По словам Лукашенко, Беларусь оставляет за собой право выйти из ЕАЭС, «если договоренности, которых мы достигли, не будут соблюдаться».
В тоже время, он отверг претензии в заигрывании с Западом в ущерб Евразийскому союзу.
«Где вы видели, чтобы я шарахался? Только в средствах массовой информации: «Вот в России трудно — теперь Лукашенко заигрывает с Западом». Дайте факты, где я заигрываю с Западом? Это кому-то хочется, чтобы мы шарахались, чтобы нас где-то придушить, придавить. И больше всего мы это слышим со стороны России», — заявил он.
Кроме того, белорусскому президенту не нравится, что между Россией, Беларусью и Казахстаном идут торговые войны, которых быть не должно.
«Эти войны, как вы их называете в СМИ: молочные, мясные, конфетные… Этого быть не должно, как это происходило совсем недавно, и мне приходилось на высоких тонах решать этот вопрос», — заявил президент Лукашенко.
Успокоил он население и относительно возможности введения единой валюты в рмках ЕАЭС. По его словам, такой вопрос «в настоящее время не стоит в повестке дня».
«Этот вопрос (введение единой валюты в ЕАЭС) обсуждался, но только обсуждался. Настанет время, когда мы придем к решению этого вопроса. Но не думаю, что это будет завтра, при моей президентской жизни», — уверенно сказал Лукашенко.
«Ну что мне, обнаглеть?..»
Также г‑н Лукашенко прокомментировал возможность получения прямой финансовой помощи белорусской экономике со стороны России.
«Какая помощь? Нам бы хотелось взять больше кредитов», — отметил он, добавив, что всегда рассчитывает на российского коллегу: «Россия подставит плечо — я процитировал Путина».
При этом он заявил, что Россия заинтересована в стабильной финансовой ситуации в Беларуси: «Мы — часть российской экономики. Мы потребляем ее ресурсов на 23—24 миллиарда».
Президент также отметил, что цена за российский газ для Беларуси составляет $134 за тысячу кубометров, «и ни у кого больше такой цены нет, благодаря тому, что мы находимся в партнерстве с Россией».
«Ну, мне что, обнаглеть и пойти ногой в Кремль стучать и кричать — дайте $80?» — добавил Лукашенко.
Своей земли не отдадим ни пяди!
«Есть отдельные умники, которые заявляют, что Беларусь это, как они говорят, часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте. Беларусь суверенное и независимое государство. Мы заставим любого уважать наш суверенитет и независимость, кто помышляет, что не было, мол, такой страны. Не было, а сейчас есть, и с этим надо считаться», — подчеркнул президент, добавив, что Беларусь свои земли никому не отдаст.
«Это — моя задача. И как бы она ни была тяжела, я ее решу. Я выполню свою миссию. Чего бы мне это ни стоило», — заявил он.
При этом отметил, что «русский народ и Россия для меня святое. Но и на Западе я сейчас врагов не вижу».
«Поэтому пускай не думают, что, угождая кому-то, мы будем воевать с Западом. Может быть, еще и России придется использовать эту нормальную позицию Беларуси в нормализации определенных процессов», — заметил Лукашенко.
Долбают, а вы не подставляйтесь
Белорусский лидер заявил, что не понимает, «за что долбают Россию?».
«Наверное, она этого и не заслуживает. Так ситуация сложилась. Виновата Россия в этом? Наверное, отчасти… Вы знаете мою позицию по Крыму. Подставились (украинские власти): считаете, что это ваша земля — надо было за нее воевать. Не воевали, значит, не ваша, и нечего сегодня страдать и стенать», — заявил он на пресс-конференции.
«Мова, мова, мова, и ничего больше. Людям жрать нечего, а тут мова. Я говорил и Саше Турчинову, когда он был исполняющим президента, и Петру Порошенко. Зачем это в Крыму надо было делать? Запугивать русских людей? Что, мол, мы вас перережем и запретим на русском языке говорить. Зачем подставляться было?» — задал риторический вопрос залу Лукашенко.
Кстати, президент Беларуси подчеркнул, что в его стране — два родных государственных языка, а русский, как и белорусский язык, — достояние нации.
«Это тема закрыта, пока президентом является Лукашенко. Я ничего не запрещаю. Я не буду травить и давить людей. А расширять применение белорусского языка можно одним путем — размуляйте дома на беларускай мове (разговаривайте дома на белорусском языке)», — заявил он.
Когда гибнут дети, плевать на амбиции
Как обычно оригинальную точку зрения высказал глава Беларуси и на способы прекращения войны в Украине.
«Нужно преодолеть разногласия, и помнить, что там гибнут дети. В этом Донецке и Луганске осталось из восьми миллионов два-три. Это пять процентов от населения Украины. И там продолжают гибнуть дети. Да переступите вы через себя, через эти амбиции. Сядьте и договоритесь», — обратился к украинским властям Лукашенко и пообещал сам носить чай и кофе, карандаши и ручки на переговорах, если у сторон будет воля договориться.
«Я не представляю пока других форматов для переговоров, чем Минск. Главное, чтобы там (в Украине) был мир. Здесь (в Минске) худо-бедно многого достигли. Здесь приняли решения, если бы их худо-бедно выполнили — там был бы мир», — заключил он.
Желающих пострелять — в Сирию!
Весьма показательными были и его слова о возможности в Беларуси повторения украинского сценария.
«Никогда в Беларуси майдана не будет. У меня достаточно сил, чтобы предотвратить братоубийственную войну», — сказал президент и добавил, что будет жестко относиться к «отморозкам».
«Ну так на это власть и есть, чтобы их нейтрализовать. Я свою миссию выполню, чего бы мне это ни стоило, а для желающих пострелять, есть Сирия. На билет деньги дадим», — весьма бесцеремонно заметил он.
«Что касается российского «нашизма». Успокойтесь. России сейчас не до этого. Я вообще не представляю, что русский человек придет воевать в Беларусь. У меня в голове не укладывается. Мы, русские люди, будем воевать с русскими? Не представляю, как русский человек придет в Беларусь воевать, родной русский человек — в родную белорусскую землю», — пояснил он свое мнение.
«Нам чужих земель не надо. Желательно свою землю не отдавать. Для меня это будет самым большим подарком. Поэтому надо быть полным идиотом, чтобы претендовать на часть земель от такого гиганта, как Россия», — констатировал Лукашенко.
Перебьемся без бананов
Президент Белоруссии Александр Лукашенко также заявил, что путь шоковой терапии неприемлем для экономики страны, поскольку белорусы не выдержат его и «будут нам устраивать майдан».
«Если я предложу вам самую эффективную американскую модель, завтра улицы будут заполнены боевиками, членами пятой колонны. Со всех сторон будут нас учить. Будут нам устраивать майдан. Но самое главное, люди останутся голодные и без работы».
Поэтому, согласно его точке зрения, ломать белорусскую экономическую модель не нужно. «Надо выдержать, зная причины тяжелого положения, проводить курс и идти своей дорогой», — сказал Александр Лукашенко, уточнив, лично сам обойдется без некоторых подорожавших продуктов, например, бананов, мандаринов, апельсинов.
«Есть импорт, который мы не производим. Апельсины и мандарины и прочая зараза подскочила в цене, но я бананы не употребляю и многие из вас тоже. Перебьемся», — уверен Лукашенко.
Слабоумие? Это не про нас
Глава Беларуси сделал также ряд заявлений относительно будущих выборов. Он сказал, что не имеет права по собственной воле отказаться от участия в предстоящих осенью выборах главы государства.
«Единственное основание, по которому действующий президент может не участвовать — слабоумие, тупоумие, болезнь. Что касается отправить меня на пенсию — я об этом очень жестко сказал в Кремле. Наклонить меня невозможно, никакая Москва, никакой Кремль и Запад меня не способны наклонить. Меня можно повесить, меня можно убить, но заставить меня изменить мой политический курс, мое лицо невозможно», — сказал он.
И добавил, что уйдет со своего поста только в том случае, если так решит народ. «Часто из оппозиционных СМИ я слышу: 20 лет, сколько можно. Но сам я из-за этого не уйду и уйти не могу».
Но гарантирует безопасность будущим кандидатам на пост главы государства, с одним условием: «только не ломайте, не крошите ничего».
Сам же пообещал, что «если я буду живой и здоровый, то, возможно, в этом году вы меня увидите в списке кандидатов», добавив с иронией, что если народ предпочтет другого кандидата, то он «обидится на неделю».
«Но не больше, поскольку так решил народ», — подвел черту президент Лукашенко.