Лодку стабильности раскачивает Акорда
- В Казахстане тысячи людей вышли на площади и активно протестуют против передачи земли в аренду иностранцам. В чем по ‑вашему, причина небывалой гражданской активности населения?
- В своём посте в социальных сетях я писал, что, возможно, земля — это последний рубеж терпения казахского… или казахстанского, как вам угодно, народа.
Настоящий смысл происходящего отнюдь не ограничен вопросами продажи или аренды земли, как это старается представить властная пропаганда. Её стремления понятны — они хотят ограничить проблему вопросами бизнес целесообразности. Но теперь ясно, что ключевая проблема находится не там, куда её загоняют официальные пропагандисты.
Да, конечно, некоторые страны не делают ни из продажи земли в частную собственность, ни из её аренды, проблемы. Они относят её к сфере свободы рынка, и это выдаётся за некий капиталистический либерализм. Дескать, земля, как ресурс, должна стать вполне достойным участником рыночных отношений, чтобы генерировать деньги и создавать выгодные для государства и нации финансовые обороты.
Но все эти доводы не касаются нашей страны.
Настоящий протест направлен совсем не на это.
Настоящий протест направлен на то, чтобы лишить существующую власть права разворовывания “последнего” национального ресурса.
Посудите сами, нефть, газ, металлы, редкоземельные металлы, уран и прочие ресурсы, принадлежащие народу, уже проданы и распроданы направо и налево. Распроданы безо всякой выгоды для простого казахстанца. Распроданы вопреки принципам национального суверенитета.
Такая же судьба ожидает и землю. В результате многоступенчатой коррупции, существование которой не то что поддерживает власть, но и является активным проводником её развития, мы, граждане страны, окажемся лишёнными предпоследнего ресурса, который у нас есть, хотя бы иллюзорно. Последним ресурсом является продажа наших людей в прямое рабство и батрачество. Но — одно влечёт за собой другое.
Многие люди, задействованные в современном сельском хозяйстве, даже сегодня скажут мне, что это уже свершилось — превращение наших соотечественников в батраков и даже почти в рабов. Не буду возражать — я сам объездил наши зернопроизводящие регионы и воочию увидел, что уже сейчас это произошло.
Но изменения в Земельном кодексе создадут условия для того, чтобы этот процесс стал воистину массовым и системным. И обратного хода не будет. Земля окажется ресурсом, отчуждённым от сферы национальных интересов.
Далее. Проблема вовсе не состоит в том, что некие земли будут выведены из сферы национальной юрисдикции. На основе отчуждения земель другие страны могут создавать нам проблемы не просто экономического или правового характера. Мы им сами предоставляем возможность развивать уже совсем другие темы, скажем так, совсем внеэконоимического порядка.
На севере Казахстана это может стать вопросом сепаратизма в пользу России. На юге — в пользу, например, Китая. И мы сами (я подразумеваю государство) предоставляем право иностранным державам вмешиваться в вопрос суверенитета на землю. Это ни много ни мало — вопрос разрушения нашего государства, основой суверенитета которого является право на землю, на ту территорию, которую они исторически занимает. Не побоюсь патетики — за которую пролили кровь наши предки.
Цель небывалой гражданской активности одна — это не обсуждение форм земельных отношений. Это ни много, ни мало стремление лишить существующую власть легитимного права вообще распоряжаться таким фундаментальным ресурсом, как земля. Проще говоря, народ сказал: “после того, как вы разворовали нефть и другие ресурсы в свою и ещё чёрт-те в чью пользу, вы не имеете никакого права разворовать этот самый последний ресурс суверенитета”.
Всё, баста. Кредит доверия распоряжаться национальными богатствами исчерпан. Вы обладали неким кредитом доверия, потом вотумом соглашательства, потом долей конформизма по поводу всего предыдущего. А теперь всё. Вы все вотумы и мандаты разбазарили, и мы более вам ничего не дадим.
И, кстати, народный протест совсем не является “антикитайским” или “антироссийским”. Сейчас мы видим, как нас пытаются растаскать на эти направления. Этот протест в Казахстане является реально антивластным, и это надо осознать всем.
На самом деле со всеми внешними силами можно выстраивать нормальные бизнес отношения. Но, как сейчас стало понятно казахстанцам, этого не может нынешняя власть. Потому что она нелегитимна в принятии решений по вопросам земли. Это уже не обсуждается. Это уже за несколько дней станет понятно всем в стране, выйдет ваше интервью или нет.
- К чему могут привести многотысячные акции протеста? Пойдет ли власть на попятную и отменит ли спорную норму закона или решит ответить привычным образом: массовыми арестами и репрессиями?
- Я отвечаю на ваши вопросы накануне решения алматинского акимата о том, дадут они санкцию на митинг или нет. Поэтому трудно предвосхитить развитие конфликта.
Мне кажется, и я очень рад буду ошибиться, что акимат не даст разрешения на проведение митинга 7‑го (алматинского) и 21 (общенационального) митинга. Я могу об этом судить по той истерии, которую уже развили власти в трудовых коллективах и в СМИ. Они в открытую, не стесняясь, говорят людям, что некие силы в стране готовят “проамериканский” переворот и что надо сидеть дома и не поддерживать протест.
Пророссийские СМИ, типа канала “Евразия” уже в прямую обвиняют протестующих граждан в проамериканском стремлении “расшатать лодку спокойствия в Казахстане”.
Да Бог с вами. Никакой “лодки спокойствия” казахстанские власти не создают. Я давно пишу в своих статьях, что главный экстремист в этой стране — это Акорда, которая проводит непримиримую политику на подавление, уничтожение и распыление любого свободного гражданского волеизъявления. Мы, граждане страны — просто агнцы терпения по сравнению с тем, что творит этот полубезумный офис со стабильностью в стране. Они словно нарочно всё делают для того, чтобы из довольно лояльного населения сделать агрессивно настроенную народную массу.
Никакая Америка со своим деструктивом и близко не стоит по степени разрушения стабильности в Казахстане по сравнению с главной канцелярией страны. Чтобы взбесить простого казахского мещанина они сделали всё и безо всякой провокационной деятельности извне. Там просто не популярна элементарная логика Аристотеля. Это неудивительно, когда из “дважды два” всегда пытаешься сделать “три в отчёт, а пять в карман”.
- Демонстрируют ли массовые акции протеста усталость народа от авторитарного режима власти? Можно ли полагать, что данные митинги являются началом конца или процесса демонтажа авторитаризма в РК?
- Частично я уже высказался выше по этому вопросу. Но — не обольщайтесь. Никакого мирного или вялотекущего демонтажа авторитаризма не будет. Во-первых, потому что это уже далеко не авторитаризм, и желания одного человека, пусть даже главы страны, недостаточно. Страной не правит тот, кого мы хотя бы условно выбрали. Страной правит бюрократическая система, которая ни на секунду не допустит утери своих административно-карательных функций. Это уже тоталитаризм во всём своем великолепии и во всей красе своего загнивания.
Пусть даже этого захочет сам Назарбаев и начнёт воплощать некий “встречный” курс. Уверяю вас, и у вас у самих будет возможность убедиться, что, даже если это будет лично на пользу президенту, система не позволит ему развернуть корабль подавления вспять. Система уже давно существует ни в интересах Назарбаева, ни в интересах народа. Время компромиссов уже далеко позади. Увы.
Власти неумолимо ведут народ к открытому конфликту, и внешние силы тут не при чём.
Мы всегда надеемся, что корабль истории выведет нас из-под этого неумолимого течения исторической логики, ведущей нас к открытым конфликтам. И это правильно. Нам остаётся только надеяться, но надеяться пассивно мы уже не можем. Нам, как гражданам, тоже отпущен ограниченный кредит доверия истории. Мы тоже, перед лицом грядущих поколений, не можем его разбазаривать бесконечно.